8 499 938-65-20
Мы — ваш онлайн-юрист 👨🏻‍⚖️
Объясним пошагово, что делать в вашей ситуации. Разработаем документы и ответим на любой вопрос, даже самый маленький.

Все это — онлайн, с заботой о вас и по отличным ценам.
700 ₽
Вопрос решен

Согласование пристройки в малоэтажном строительстве

Добрый день,

Имеется в собственности квартира в малоэтажной застройке. Квартира расположена на первом этаже. Я планирую увеличить имеющийся в квартире балкон. Сейчас имеется непонимание с соседями которые утверждают, что данное увеличение площади балкона должно быть согласовано с ними и даже написали на меня жалобу в администрацию о том что возвожу незаконную постройку которая нарушает фасад здания. Подскажите, как можно разрешить данную проблему и должен ли я согласовывать увеличение балкона со своими соседями?

Заранее благодарю за ответ

, Илья, г. Москва
Марина Губанова
Марина Губанова
Юрист, г. Санкт-Петербург

Добрый день!

Балкон (лоджия) по действующему Жилищному Кодексу не является частью квартиры.Он – часть общедомового имущества, управление которым осуществляется от лица всех жильцов дома.

То есть реконструкция балкона означает ущемление прав других собственников на управление этим имуществом.

И по искам соседей, суд заставляет демонтировать балкон.

Челябинский областной суд поставил точку в затяжной тяжбе из-за балкона, который челябинец сделал продолжением своей квартиры, увеличив его площадь и снабдив инженерными коммуникациями. После реконструкции балкон превратился в некую подвесную комнату с мебелью, отоплением и электричеством. Однако из-за увеличения нагрузки на несущие конструкции стал угрожать целостности всего здания.
— В суд обратился житель соседней квартиры, — сообщила сотрудница пресс-службы областного суда Людмила Христофорова. — Он пожаловался на то, что после «ноу-хау» соседа в его квартире появились трещины на стенах и потолке кухни. Одна из пострадавших стен является общей между квартирами, из чего истец сделал вывод о том, что причиной возникновения трещин является самовольная реконструкция балкона, увеличение габаритов которого создает угрозу обрушения наружной стены и плит перекрытия.

Проведенная судебно-техническая экспертиза подтвердила правоту пострадавшего соседа. Она установила, что квартиры находятся на пятом этаже многоквартирного дома в соседних подъездах и имеют одну общую межквартирную перегородку. По результатам обследования квартир, сделан вывод о том, что наклонные трещины на межквартирной перегородке и потолке возникли вследствие увеличения нагрузки на наружную стену в связи с креплением конструкции балкона с увеличенными габаритами. Таким образом, имеется четкая причинно-следственная связь между возникновением трещин в квартире истца и реконструкцией балкона в квартире ответчика.
Суд пришел к выводу, что увеличение площади балкона по существу является реконструкцией, для проведения которой требуется разрешение органа местного самоуправления и согласие всех жильцов многоквартирного дома. Ответчик этих требований не выполнил. В связи с чем, суд принял решение об удовлетворении исковых требований пострадавшего соседа и обязал владельца балкона привести его в прежнее состояние.
Демонтаж балкона, по оценке специалистов, влетит в еще большую копеечку, чем его самовольная реконструкция. Предстоит отсоединить все инженерные коммуникации, демонтировать остекление и утепление балкона, пол, перегородку, несущие и ограждающие конструкции. А, кроме того, заложить кирпичом часть проема из кухни, места установки несущих балок и восстановить наружный водосток с крыши.
Решение суда вступило в законную силу.

www.rg.ru/2012/04/28/reg-urfo/balkon-anons.html

1
0
1
0
Сергей Осипенко
Сергей Осипенко
Юрист, г. Москва

Добрый день.

Балкон (лоджия), в силу положений Жилищного кодекса (ч. 5 ст. 15), не является частью площади жилого помещения. Это часть общедомового имущества.

То есть, проводя реконструкцию балкона, вы ущемляете права других жильцов дома на управление этим имуществом.

Есть соответствующая судебная практика по этой тематике.

Таким образом, согласование с остальными жильцами необходимо.

1
0
1
0
Ирина Фролова
Ирина Фролова
Юрист, г. Ставрополь
Эксперт

Здравствуйте, Илья!

Все зависит от того каким образом вы собираетесь увеличивать балкон, если при этом будет задействован фасад здания, то жители правы, поскольку фасад является общедомовым имуществом и все действия связанные с общедомовым имуществом подлежат согласованию с собственниками.

1. Собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, а именно:
3) крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения.
Согласно ст.44 ЖК РФ 2. К компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме относятся:
1) принятие решений о реконструкции многоквартирного дома (в том числе с его расширением или надстройкой), строительстве хозяйственных построек и других зданий, строений, сооружений, капитальном ремонте общего имущества в многоквартирном доме, об использовании фонда капитального ремонта.

Собрание должно проводиться в порядке, установленном ст.45-47 ЖК РФ.

Желаю удачи!

0
0
0
0
Михаил Григорьев
Михаил Григорьев
Юрист, г. Санкт-Петербург

Уважаемый Илья! Здравствуйте! Смотрите сами: статья 36 Жилищного кодекса РФ определяет перечень общего имущества в МКД, при этом (п.3 ст.16 ЖК РФ)

Квартирой признается структурно обособленное помещение в
многоквартирном доме, обеспечивающее возможность прямого доступа к помещениям
общего пользования в таком доме и состоящее из одной или нескольких комнат, а
также помещений вспомогательного использования, предназначенных для
удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в
таком обособленном помещении.

Так вот увеличение площади балкона неизбежно заденет фасад всего дома, и естественно, должны быть согласие собственников помещений в Вашем доме (см.ст.44-46 ЖК РФ). Кроме того, у Вас перепланировка (см. ч.2 ст.25 ЖК РФ).

В целях актуальности вопроса приведу ст.26 ЖК РФ полностью:

Статья 26. Основание проведения переустройства и (или)
перепланировки жилого помещения
1. Переустройство и (или) перепланировка жилого помещения
проводятся с соблюдением требований законодательства по согласованию с органом
местного самоуправления (далее — орган, осуществляющий согласование) на
основании принятого им решения.
2. Для проведения переустройства и (или) перепланировки жилого
помещения собственник данного помещения или уполномоченное им лицо (далее в
настоящей главе — заявитель) в орган, осуществляющий согласование, по месту
нахождения переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения
непосредственно либо через многофункциональный центр в соответствии с
заключенным ими в установленном Правительством Российской Федерации порядке соглашением о взаимодействии
представляет:
(в ред. Федерального закона
от 28.07.2012 N 133-ФЗ)
1) заявление о переустройстве и (или) перепланировке по
форме, утвержденной уполномоченным
Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной
власти;
(в ред. Федерального закона
от 23.07.2008 N 160-ФЗ)
2) правоустанавливающие документы на переустраиваемое и (или)
перепланируемое жилое помещение (подлинники или засвидетельствованные в
нотариальном порядке копии);
3) подготовленный и оформленный в установленном порядке проект
переустройства и (или) перепланировки переустраиваемого и (или) перепланируемого
жилого помещения;
4) технический паспорт переустраиваемого и (или)
перепланируемого жилого помещения;
5) согласие в письменной форме всех членов семьи нанимателя (в
том числе временно отсутствующих членов семьи нанимателя), занимающих
переустраиваемое и (или) перепланируемое жилое помещение на основании договора
социального найма (в случае, если заявителем является уполномоченный
наймодателем на представление предусмотренных настоящим пунктом документов
наниматель переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения по
договору социального найма);
6) заключение органа по охране памятников архитектуры, истории и
культуры о допустимости проведения переустройства и (или) перепланировки жилого
помещения, если такое жилое помещение или дом, в котором оно находится, является
памятником архитектуры, истории или культуры.
2.1. Заявитель вправе не представлять документы, предусмотренные
пунктами 4 и
6 части 2
настоящей статьи, а также в случае, если право на переводимое помещение
зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и
сделок с ним, документы, предусмотренные пунктом 2 части 2 настоящей статьи. Для
рассмотрения заявления о переустройстве и (или)
перепланировке жилого помещения орган, осуществляющий согласование, по месту
нахождения переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения
запрашивает следующие документы (их копии или содержащиеся в них сведения), если
они не были представлены заявителем по собственной
инициативе:
1) правоустанавливающие документы на переустраиваемое и (или)
перепланируемое жилое помещение, если право на него зарегистрировано в Едином
государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с
ним;
2) технический паспорт переустраиваемого и (или)
перепланируемого жилого помещения;
3) заключение органа по охране памятников архитектуры, истории и
культуры о допустимости проведения переустройства и (или) перепланировки жилого
помещения, если такое жилое помещение или дом, в котором оно находится, является
памятником архитектуры, истории или культуры.
(часть 2.1 введена Федеральным
законом от 03.12.2011 N
383-ФЗ)
3. Орган, осуществляющий согласование, не вправе требовать от
заявителя представление других документов кроме документов, истребование которых
у заявителя допускается в соответствии с частями 2 и 2.1 настоящей статьи. Заявителю выдается
расписка в получении от заявителя документов с указанием их перечня и даты их
получения органом, осуществляющим согласование, а также с указанием перечня
документов, которые будут получены по межведомственным запросам. В случае
представления документов через многофункциональный центр расписка выдается
указанным многофункциональным центром. Государственные органы, органы местного
самоуправления и подведомственные государственным органам или органам местного
самоуправления организации, в распоряжении которых находятся документы,
указанные в части
2.1 настоящей статьи, обязаны направить в орган, осуществляющий
согласование, запрошенные таким органом документы (их копии или содержащиеся в
них сведения). Запрошенные документы (их копии или содержащиеся в них сведения)
могут представляться на бумажном носителе, в форме электронного документа либо в
виде заверенных уполномоченным лицом копий запрошенных документов, в том числе в
форме электронного документа.
(часть 3 в ред. Федерального
закона от 03.12.2011 N 383-ФЗ (ред.
28.07.2012))
4. Решение о согласовании или об отказе в согласовании должно
быть принято по результатам рассмотрения соответствующего заявления и иных
представленных в соответствии с частями 2 и 2.1 настоящей статьи документов органом,
осуществляющим согласование, не позднее чем через сорок пять дней со дня
представления в данный орган документов, обязанность по представлению которых в
соответствии с настоящей статьей возложена на заявителя. В случае представления
заявителем документов, указанных в части 2 настоящей статьи, через
многофункциональный центр срок принятия решения о согласовании или об отказе в
согласовании исчисляется со дня передачи многофункциональным центром таких
документов в орган, осуществляющий согласование.
(часть 4 в ред. Федерального
закона от 03.12.2011 N 383-ФЗ (ред.
28.07.2012))
5. Орган, осуществляющий согласование, не позднее чем через три
рабочих дня со дня принятия решения о согласовании выдает или направляет по
адресу, указанному в заявлении, либо через многофункциональный центр заявителю
документ, подтверждающий принятие такого решения. Форма и
содержание указанного документа устанавливаются уполномоченным Правительством
Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. В случае
представления заявления о переустройстве и (или) перепланировке через
многофункциональный центр документ, подтверждающий принятие решения,
направляется в многофункциональный центр, если иной способ его получения не
указан заявителем.
(в ред. Федеральных законов от
23.07.2008 N 160-ФЗ, от 28.07.2012 N
133-ФЗ)
6. Предусмотренный частью 5 настоящей статьи документ является
основанием проведения переустройства и (или) перепланировки жилого
помещения.
1
0
1
0

Уважаемый Илья! В дополнение к мнениям уважаемых и профессиоанльных коллег примите во внимание следующее:

проблема в том, что увеличение площади балкона неизбежно вызовет необходимость внесения изменений в описание всего дома (кадастровый/технический паспорт/план), соответственно от общего собрания собственников всех помещений в МКД Вам не уйти. Конечно, можно на свой страх и риск, но тогда изменения будут не чем иным, как самовольной постройкой (ст.222 ГК РФ) со всеми вытекающими последствиями.

0
0
0
0
Игорь Юрлов
Игорь Юрлов
Юрист, г. Москва

Здравствуйте, Илья!

Источник: Как увеличить жилую площадь квартиры за счет лоджии (балкона, коридора)? // «Электронный журнал „Азбука права“. 2015.

1) Увеличение жилой площади квартиры за счет лоджии (балкона, коридора) связано с проведением перепланировки, т.е. изменением конфигурации квартиры, требующим внесения изменения в технический паспорт жилого помещения (ч. 2 ст. 25 ЖК РФ).
2) Перепланировка квартиры включает, в частности, перенос и разборку перегородок, расширение жилой площади за счет вспомогательных помещений, ликвидацию темных кухонь и входов в кухни через квартиры или жилые помещения, устройство или переоборудование существующих тамбуров (абз. 3 п. 1.7.1 Правил, утв. Постановлением Госстроя России от 27.09.2003 N 170).
3) Не допускается перепланировка квартир, ведущая к нарушению прочности или разрушению несущих конструкций здания, нарушению в работе инженерных систем и (или) установленного на нем оборудования, ухудшению сохранности и внешнего вида фасадов, повреждению противопожарных устройств (п. 1.7.2 Правил № 170).

4) Соседи тут не причём. С ними согласовывать нет необходимости, т.к. балкон Вашей квартиры — это не общее имущество МКД.

Но если дело касается фасада здания — то тут, как Вам написала Фролова Ирина — нужно с ними договариваться. А самое главное — такую перепланировку Вам могут не разрешить.

2
0
2
0
Балкон (лоджия) по действующему Жилищному Кодексу не является частью квартиры.
Губанова Марина
Балкон (лоджия), в силу положений Жилищного кодекса (ч. 5 ст. 15), не является частью площади жилого помещения. Это часть общедомового имущества.
Осипенко Сергей

Как раз наоборот — балкон — это именно часть квартиры. А вот балконные плиты — это общедомовое имущество, т.к. они являются несущими перекрытиями.

1
0
1
0
Юрий Колковский
Юрий Колковский
Юрист, г. Екатеринбург
рейтинг 9.4
Эксперт
Я планирую увеличить имеющийся в квартире балкон.
Илья

Илья, Вы указали, что на первом этаже располагаетесь. А что из себя при таких обстоятельствах представляет балкон? И что в Вашем понимании означает — увеличить, уточните пожалуйста. Ведь Вы говорите о пристройке. Т.е. формально этот балкон на земле?

0
0
0
0
Похожие вопросы
Гражданское право
Вопрос следующий, как быть дальше если нет регистрации?
Продал единственное жильё для того что бы приобрести другое на стадии строительства в другом городе. По итогу: строительство так и не началось. Мошенники. Вопрос следующий,как быть дальше если нет регистрации?
, вопрос №4775760, Антон, г. Москва
Земельное право
Здравствуйте хотим построить на земле для ИЖС статус летнюю кухню скажите Нужно ли для этого получать разрешение или можно её будет поставить на кадастр после строительства Спасибо
Здравствуйте хотим построить на земле для ИЖС статус летнюю кухню скажите Нужно ли для этого получать разрешение или можно её будет поставить на кадастр после строительства Спасибо
, вопрос №4775650, Евгения, г. Сочи
Семейное право
Имеется ли по данному вопросу судебная практика?
В 2010 заявителем был заключен брак. В браке совместно с женой был заключен договор долевого участия о финансировании строительства жилого помещения в строящемся многоквартирном доме (по ½ доли каждым). По договору произведена полная оплата. В 2011 году дом введен в эксплуатацию, участниками подписан акт прима-передачи квартиры. Вместе с тем, участники в Росреестр не обращались и право собственности не регистрировали. В 2012 году брак был расторгнут. Раздел имущества не производился по причине его отсутствия. В 2013 году заявителем были поданы документы в жилищно-бытовую комиссию с целью постановки на учет для получения единовременной социальной выплата для строительства или приобретения жилого помещения. В связи с тем, что заявитель удовлетворял установленным требованиям от был поставлен на учет. После этого бывшая жена обратилась в суд, представила подтверждающие документы, о том, что полностью оплатила все обязательства по договору долевого участия, из средств полученных до вступления в брак. Получила решения суда о признании ее единственным собственником данного объекта недвижимости и на основании решения суда зарегистрировала право собственности на себя. Вопрос: Относится ли к намеренному ухудшению гражданином своих жилищных условий, предусмотренному ст. 53 ЖК РФ, уклонение от регистрации права собственности на приобретенную им жилую недвижимость? Являются ли указанные действия заявителя по уклонение от регистрации права на недвижимость намеренным ухудшением своих жилищных условий? Имеется ли по данному вопросу судебная практика?
, вопрос №4774655, Кирилл, г. Нижний Новгород
Уголовное право
Позвонила ей домой и назначила встречу в вестибюле здания Жилищного управления, куда Староверова О.А
Методика расследования мошенничества. Информация 1. 16 апреля в прокуратуру Фрунзенского района г. Саратова обратилась Староверова О.А. с заявлением, в котором указала, что около двух месяцев назад ее знакомая Шабунина Н.В. познакомила ее с некой Бычковой Т.Н. Последняя предложила помощь в приобретении двухкомнатной квартиры, первоначальный взнос за которую составил 800 тыс. руб. Староверова О.А. согласилась. Через несколько дней Бычкова Т.Н. позвонила ей домой и назначила встречу в вестибюле здания Жилищного управления, куда Староверова О.А. пришла со своим мужем и Федоровой Г.В., передала ей 800 тыс. руб. и паспорта. Бычкова Т.В. попросила всех подождать и минут через 40 вернулась с бланком Жилищного управления, заверенным печатью и подписями должностных лиц, в котором значилось, что от Староверовой О.А. в счет первоначального взноса на строительство двухкомнатной квартиры принято 800 тыс. руб. Указанный документ Староверова О.А. приложила к своему заявлению. Она пояснила, что из разговора с Шабуниной Н.В. узнала, что и ей Бычкова Т.Н. оказывает подобную услугу. Шабунина Н.В. познакомилась с Бычковой Т.Н. через свою родственницу Ульянову М.Ф., которая живет в общежитии и которой Бычкова Т.Н. также обещала помощь в решении жилищного вопроса. На вопрос следователя, что заставило Староверову О.А. обратиться в прокуратуру, та пояснила, что сделала это по настоянию мужа, посчитавшего подозрительным долгое отсутствие сообщений из Жилищного управления. В Жилищном управлении Староверова О.А. узнала, что никакого строительства дома, указанного в документе, не ведется и не планируется. Укажите дополнительные проверочные действия, необходимые для решения вопроса о возбуждении уголовного дела, если имеющих в наличие оснований недостаточно. Составьте план первоначальных следственных действий, определите содержание задания оперативному аппарату на проведение оперативно-розыскных мероприятий. Информация 2. В результате допросов Шабуниной Н.В. и Ульяновой М.Ф. установлено, что они также передавали Бычковой Т.Н. в счет первоначального взноса за квартиру соответственно 800 тыс. и 600 тыс. руб. Ульянова М.Ф. при этом пояснила, что с Бычковой Т.Н. ее познакомила проживающая в общежитие Ключникова Н.В., со слов которой она знает, Бычковой Т.Н. передавали деньги еще несколько человек из общежития. Шабунина Н.В. и Ульянова М.Ф. также передали следствию отпечатанные на бланках Жилищного управления машинописные тексты о приеме денег, заверенные подписями начальника квартирного отдела и печатью Жилищного управления. Оцените собранные на данном этапе доказательства (информация 2). Дополните план расследования дела. Определите план задания оперативному аппарату. Информация 3. В результате оперативно-розыскных мероприятий были установлены еще 5 человек, передавших Бычковой Т.Н. различные суммы денег. Некоторым из них она давала соответствующие расписки. Секретарь начальника Жилищного управления Купряшина Л.А. по фотографии опознала Бычкову Т.Н. и пояснила, что та часто заходила к ней и просила что-либо отпечатать. Представлялась Бычкова Т.Н. директором строительной фирмы «Жильё». Тексты, которые Купряшина Л.А. набирала для Бычковой Т.Н. являлись по содержанию какими-то докладами. Фирменные бланки Жилищного управления при этом никогда не использовались. Купряшина Л.А. показала также, что иногда по служебной необходимости покидала кабинет, оставляя Бычкову Т.Н. там одну. В результате проведения оперативно-розыскных мероприятий было установлено место жительства Бычковой Т.Н. Дома ее не оказалось. Со слов соседей, неделю назад Бычкова Т.Н. куда-то уехала. Оцените следственную ситуацию. Дополните план расследования уголовного дела. Информация 4. В ходе оперативно-розыскных мероприятий 15 мая Бычкова была задержана в г. Воронеже. Вину в получении денег путем мошенничества созналась частично. На основе информации 4 составьте план допроса подозреваемой. Оцените проделанную работу и составьте план завершающего этапа расследования уголовного дела.
, вопрос №4774536, Яна, г. Москва
Дата обновления страницы 16.09.2015