8 499 938-65-20
Мы — ваш онлайн-юрист 👨🏻‍⚖️
Объясним пошагово, что делать в вашей ситуации. Разработаем документы и ответим на любой вопрос, даже самый маленький.

Все это — онлайн, с заботой о вас и по отличным ценам.
289 ₽
Вопрос решен

Регистрация авторских прав на учебную программу

Имеется авторская детская учебная программа, входящая в франшизу.

Со слов патентного поверенного, в РФ невозможна защита прав на учебную программу - можно только депонировать текст программы для доказательства авторства, но при его изменении третьими лицами и дальнейшем использовании (те же планы уроков, но написанные другими словами) ничего нельзя будет доказать.

Есть ли всё-таки какие-то варианты защиты интеллектуальных прав в данном случае?

, Дарья, г. Москва
Ринат Бешаров
Ринат Бешаров
Юрист, г. Москва

Добрый день, Дарья. Передача прав пользования учебной программой по франшизе происходит в рамках договора коммерческой концессии.

Статья 1027 ГК РФ Договор коммерческой концессии
1. По договору коммерческой концессии
одна сторона (правообладатель) обязуется предоставить другой стороне
(пользователю) за вознаграждение на срок или без указания срока право
использовать в предпринимательской деятельности пользователя комплекс
принадлежащих правообладателю исключительных прав, включающий право на
товарный знак, знак обслуживания, а также права на другие
предусмотренные договором объекты исключительных прав, в частности на
коммерческое обозначение, секрет производства (ноу-хау).
2. Договор коммерческой концессии
предусматривает использование комплекса исключительных прав, деловой
репутации и коммерческого опыта правообладателя в определенном объеме (в
частности, с установлением минимального и (или) максимального объема
использования), с указанием или без указания территории использования
применительно к определенной сфере предпринимательской деятельности
(продаже товаров, полученных от правообладателя или произведенных
пользователем, осуществлению иной торговой деятельности, выполнению
работ, оказанию услуг).
3. Сторонами по договору коммерческой концессии могут быть коммерческие организации и граждане, зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей.
4. К договору коммерческой концессии соответственно применяются правила раздела VII
настоящего Кодекса о лицензионном договоре, если это не противоречит
положениям настоящей главы и существу договора коммерческой концессии.
Таким образом, в Вы можете включить подробное описание методики обучения по указанной программе в текст договора.

0
0
0
0

Регистрация описания учебной программы возможна, но есть некоторые важные нюансы. Авторское право охраняет форму произведения, на его смысл и содержание оно не распространяется. Копирайт нарушается при использовании конкретного текста, автором которого является создатель учебной программы,
но выполнение тех действий, которые в ней описаны, нарушением авторских
прав не является. На это прямо указывает п. 3 статьи 1270 ГК.

Статья 1270. Исключительное право на
произведение

1. Автору произведения или иному правообладателю
принадлежит исключительное право использовать произведение в соответствии со статьей 1229
настоящего Кодекса в любой форме и любым не противоречащим закону способом
(исключительное право на произведение), в том числе способами, указанными в пункте 2
настоящей статьи. Правообладатель может распоряжаться исключительным правом на
произведение.

2. Использованием произведения независимо
от того, совершаются ли соответствующие действия в целях извлечения прибыли или
без такой цели, считается, в частности:

1) воспроизведение произведения, то есть
изготовление одного и более экземпляра произведения или его части в любой
материальной форме, в том числе в форме звуко- или видеозаписи, изготовление в
трех измерениях одного и более экземпляра двухмерного произведения и в двух
измерениях одного и более экземпляра трехмерного произведения. При этом запись
произведения на электронном носителе, в том числе запись в память ЭВМ, также
считается воспроизведением. Не считается воспроизведением краткосрочная запись
произведения, которая носит временный или случайный характер и составляет
неотъемлемую и существенную часть технологического процесса, имеющего
единственной целью правомерное использование произведения либо осуществляемую
информационным посредником между третьими лицами передачу произведения в
информационно-телекоммуникационной сети, при условии, что такая запись не имеет
самостоятельного экономического значения;

2) распространение произведения путем продажи или иного
отчуждения его оригинала или экземпляров;

3) публичный показ произведения, то есть любая демонстрация
оригинала или экземпляра произведения непосредственно либо на экране с помощью
пленки, диапозитива, телевизионного кадра или иных технических средств, а также
демонстрация отдельных кадров аудиовизуального произведения без соблюдения их
последовательности непосредственно либо с помощью технических средств в месте,
открытом для свободного посещения, или в месте, где присутствует значительное
число лиц, не принадлежащих к обычному кругу семьи, независимо от того,
воспринимается произведение в месте его демонстрации или в другом месте
одновременно с демонстрацией произведения;

4) импорт оригинала или экземпляров произведения в целях
распространения;

5) прокат оригинала или экземпляра
произведения;

6) публичное исполнение произведения, то
есть представление произведения в живом исполнении или с помощью технических
средств (радио, телевидения и иных технических средств), а также показ
аудиовизуального произведения (с сопровождением или без сопровождения звуком) в
месте, открытом для свободного посещения, или в месте, где присутствует
значительное число лиц, не принадлежащих к обычному кругу семьи, независимо от
того, воспринимается произведение в месте его представления или показа либо в
другом месте одновременно с представлением или показом произведения;

7) сообщение в эфир, то есть сообщение произведения для
всеобщего сведения по радио или телевидению, за исключением сообщения по
кабелю. При этом под сообщением понимается любое действие, посредством которого
произведение становится доступным для слухового и (или) зрительного восприятия
независимо от его фактического восприятия публикой. При сообщении произведений
в эфир через спутник под сообщением в эфир понимается прием сигналов с наземной
станции на спутник и передача сигналов со спутника, посредством которых
произведение может быть доведено до всеобщего сведения независимо от его
фактического приема публикой. Сообщение кодированных сигналов признается
сообщением в эфир, если средства декодирования предоставляются неограниченному
кругу лиц организацией эфирного вещания или с ее согласия;

8) сообщение по кабелю, то есть сообщение произведения для
всеобщего сведения по радио или телевидению с помощью кабеля, провода,
оптического волокна или аналогичных средств. Сообщение кодированных сигналов
признается сообщением по кабелю, если средства декодирования предоставляются
неограниченному кругу лиц организацией кабельного вещания или с ее согласия;

8.1) ретрансляция, то есть прием и
одновременное сообщение в эфир (в том числе через спутник) или по кабелю полной
и неизменной радио- или телепередачи либо ее существенной части, сообщаемой в
эфир или по кабелю организацией эфирного или кабельного вещания;

9) перевод или другая переработка произведения. При этом
под переработкой произведения понимается создание производного произведения
(обработки, экранизации, аранжировки, инсценировки и тому подобного). Под
переработкой (модификацией) программы для ЭВМ или базы данных понимаются любые
их изменения, в том числе перевод такой программы или такой базы данных с
одного языка на другой язык, за исключением адаптации, то есть внесения
изменений, осуществляемых исключительно в целях функционирования программы для
ЭВМ или базы данных на конкретных технических средствах пользователя или под
управлением конкретных программ пользователя;

10) практическая реализация
архитектурного, дизайнерского, градостроительного или садово-паркового проекта;

11) доведение произведения до всеобщего
сведения таким образом, что любое лицо может получить доступ к произведению из
любого места и в любое время по собственному выбору (доведение до всеобщего
сведения).

3. Практическое применение положений,
составляющих содержание произведения, в том числе положений, представляющих
собой техническое, экономическое, организационное или иное решение, не является
использованием произведения применительно к правилам настоящей главы, за
исключением использования, предусмотренного подпунктом 10
пункта 2 настоящей статьи.

4. Правила подпункта 5 пункта
2 настоящей статьи не применяются в отношении программы для ЭВМ, за
исключением случая, когда такая программа является основным объектом проката.

0
0
0
0

Что касается депонирования произведения (программы ЭВМ, учебной программы, методики, и т.д.), это процедура, при которой лицо, заявляющее об авторстве
конкретного произведения, предъявляет его в организацию, осуществляющую
депонирование. Организация выдает ему документ со сведением
о предъявленном произведении и дате предъявления.

При регистрации произведений проверка авторства не производится, поэтому
свидетельство о регистрации удостоверяет только то, что в определенное
время лицо, подавшее заявку о депонировании, владело экземпляром
произведения, и утверждало, что является его автором.

Согласно закону, авторские права на произведение возникают после его
создания, никаких формальностей (проставления знака "©» или получения
каких-либо свидетельств) не требуется. Из всех произведений, охраняемых
авторским правом, регистрации подлежат только программы для ЭВМ и базы
данных. Такая регистрация не обязательна, она осуществляется Федеральным институтом промышленной собственности (ФИПС), подведомственным Федеральной службе по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам.

0
0
0
0
Максим Лобанов
Максим Лобанов
Юрист, г. Москва
Есть ли всё-таки какие-то варианты защиты интеллектуальных прав в данном случае?
Дарья

Здравствуйте, уважаемая Дарья!

Ваш патентный поверенный прав, если в основе Вашей учебной программы лежит какая то идея, какие то определенные методики, то есть совокупность курсов которые приводят к определенному результату, но при этом можно использовать совсем другой сценарий занятия заложив в основу лишь последовательность и саму идею в основе каждого курса, которая может привести к такому же результату, такая учебная программа не будет подлежать защите авторским правам.

К примеру автор стихотворения, может вполне защитить свои авторские права, поскольку идея стихотворения заложена в тексте, в рифме, если к примеру взять идею какого нибудь стихотворения и изложить его другими словами применяя другие рифмы, это уже совершенно другой объект.

Сама учебная программа подлежит защите как текст, но не идеи или идея которая заложена в основу.

Единственное что я Вам могу порекомендовать это ввести режим коммерческой тайны или ноу-хау, но поскольку Вы обучаете людей по данной программе учебной, им все равно станет известна последовательность курсов, их содержание и другие элементы программы.

Самым простым способом депонирования текста учебной программы является заверение у нотариуса копии текста, нотариус поставит дату и подпись, укажет Ваши данные тем самым подтвердив, что на дату обращения Вы уже обладали данной программой и являетесь тем самым автором, если ранее никто не депонировал ее.

С Уважением Максим Лобанов.

0
0
0
0

Согласно части 5 статьи 1259 Гражданского Кодекса РФ

5. Авторские права не распространяются на идеи, концепции, принципы, методы, процессы, системы, способы, решения технических, организационных или иных задач, открытия, факты, языки программирования, геологическую информацию о недрах.

Именно поэтому учебную программу как способ достичь какой то цели или результата в обучении защитить авторскими правами не представляется возможным.

Нужно искать другой, не правовой метод, то есть не включать в текст учебной программы какие то ключевые элементы приводящие непосредственно к результату, но тем не менее применять их, это самая распространенная практика на Западе.

0
0
0
0
Похожие вопросы
Трудовое право
Из колледжа еженедельно выдавали справки вызов для предоставления мне учебного отпуска на работе ( с 10-14
Доброго времени суток, я сейчас обучаюсь в колледже на третьем курсе, это мое первое основное образование! Началась пора зимней сессии и дипломных работ… И так же я официально работаю по специальности ! Из колледжа еженедельно выдавали справки вызов для предоставления мне учебного отпуска на работе ( с 10-14 ноября , с 17-21 ноября , с 24-28 ноября ) , почему так , а не сразу на три недели … потому что колледж присоединяют к другому , и из-за этой суматохи нет точных дат сессий и дипломных работ, и все узнают об этом день в день по понедельникам ! Вот в общей сложности я уже был в учетном отпуске 15 дней , официально по справке вызов из колледжа И сегодня , я узнаю , что с завтрашнего дня( 1-20 декабря) у нас будет написание дипломной работы, разные семинары и консультации по этому поводу …. На работе мне пригрозили , что если я еще раз принесу справку вызов на предоставление учебного отпуска, то заставят писать заявление за свой счет! Или уволят … Скажите пожалуйста, на сколько работодатель прав в этом случае , или нет , апеллируйте это законами пожалуйста Типа , работодатель склоняет к тому , что я слишком «поздно» его об этом уведомляю … Хотя сам узнаю практически день в день Помогите решить этот вопрос, и что сказать работодателю на это именно грамотно апеллируя законом Спасибо заранее
, вопрос №4776673, Артем, г. Москва
1350 ₽
Предпринимательское право
Какие документы нужны для регистрации такого рода деятельности?
Здравствуйте, может ли самозанятый снять помещение в подземке своего города и заниматься ремонтом телефонов без регистрации бренда и юридического лица? Имеет ли право самозанятый ремонтировать клиентские телефоны на запчасти, купленные у поставщиков его города? Какие документы нужны для регистрации такого рода деятельности?
, вопрос №4776456, Егор, г. Москва
289 ₽
Все
Обязаны ли давать учебный отпуск в спортшколе и что будет если
Обязаны ли давать учебный отпуск в спортшколе и что будет если его не дадут
, вопрос №4776372, Мария, г. Москва
Земельное право
Может ли дочь получить свидетельство о регистрации о праве собственности на данном этапе?
Добрый день, подскажите дочь 24 года (2 группа инвалидности с рождения) получила в наследство от отца 1/2 доли земельного участка, вторая доля ушла матери отца. (свекрови)На земельном участке есть неузаконенные постройки , баня и дом летнего варианта. Как дальше действовать? Свекровь кричит "делайте межевание". Должна ли дочь это делать? Как поделить участок пополам, если вторая сторона никак не будет согласна. Может ли дочь получить свидетельство о регистрации о праве собственности на данном этапе?
, вопрос №4775393, Гость, г. Нижневартовск
Военное право
2029, а не "нормативного" срока конкретной образовательной программы?
Здравствуйте. Нужна консультация по отсрочке от призыва при переводе между вузами. В 2023 году я поступил в МПГУ на очную аккредитованную программу 44.03.05 «Педагогическое образование» (бакалавриат, срок 5 лет), на основании этого военкомат предоставил отсрочку по подп. «а» п. 2 ст. 24 ФЗ-53. 30.09.2024 я оформил академический отпуск, в 2025 году восстановился в МПГУ на той же программе и том же курсе, и уже после восстановления программа в вузе получила статус «базовое высшее образование» (срок также 5 лет). Сейчас у меня на руках справка из МПГУ, где указана новая дата окончания обучения — 31.08.2029, то есть фактически общий срок обучения с момента первого зачисления в 2023 году составляет около 6 лет. Форма обучения очная, программа аккредитована. Планирую рассматривать перевод зимой (после зимней сессии) в другой вуз на очную аккредитованную программу бакалавриата (4 года) того же уровня образования, на 1 курс 2 семестр (смена направления — не педагогика, а, например, ИТ или реклама/цифровые коммуникации). Критично важно, чтобы в новой справке для военкомата дата окончания обучения была не позже 31.08.2029. В ФЗ-53 есть норма о том, что право на отсрочку при академическом отпуске и переводе сохраняется только при условии, что общий срок, на который была предоставлена отсрочка для обучения, не увеличивается или увеличивается не более чем на один год. Правильно ли я понимаю, что: а) перевод с программы базового высшего образования (5 лет) на обычный бакалавриат (4 года) формально считается переводом в рамках того же уровня образования, и в принципе допускает сохранение отсрочки; б) ключевым условием в моём случае является то, чтобы новая дата окончания обучения при переводе не выходила за пределы уже установленного срока (31.08.2029), а не «нормативного» срока конкретной образовательной программы? То есть сохранится ли право на отсрочку, если перевод будет оформлен именно как перевод, уровень образования останется тем же, а дата окончания в новой справке из другого вуза будет не позднее 31.08.2029? Хотелось бы понять, есть ли здесь риск утраты отсрочки при таком переводе или же при соблюдении этих условий она должна сохраняться.
, вопрос №4775295, Александр, г. Москва
Дата обновления страницы 15.12.2016