Все это — онлайн, с заботой о вас и по отличным ценам.
Также до окончания гарантийного срока краска начала отваливаться на других деталях кровати, о чём было сообщено продавцу
Здравствуйте!
В феврале прошлого года была приобретена детская двухэтажная кровать с лестницей-комодом.
В августе было обнаружено, что одно из реечных оснований (т.е. несущая конструкция) сделано из клееных деталей и одна из реек развалилась. Была произведена замена реечного основания.
В декабре начала обещать краска (отваливаться кусками). Была произведена замена этой детали, но прислали неверную деталь.
Также до окончания гарантийного срока краска начала отваливаться на других деталях кровати, о чём было сообщено продавцу.
На данный момент гарантийный срок уже закончился, но вопрос до сих пор не решён, неверно присланную деталь ещё не выслали, а в отношении остального ссылаются на то, что дефект мог возникнуть при эксплуатации, условия которой проверить невозможно, поэтому случай не гарантийный.
Правомерен ли отказ продавца в замене деталей, дефект которых проявился во время действия гарантийного срока и могу ли я потребовать возврата средств за товар и возврат товара продавцу в следствие неоднократно возникших дефектов?
Здравствуйте, Анастасия!
Согласно преамбуле Закона о защите прав потребителей, некачественным является товар, который не соответствует, в частности:
- обязательным, предъявляемым к нему требованиям (ГОСТ, ТУ, ТР ТС и т.д.);
- условиям договора (напр., отличается от оплаченного (заказанного) размерами, цветом, комплектацией и т.д.).
Согласно ст. 18 Закона в случае обнаружения недостатков в купленном товаре потребитель имеет право в том числе на возврат денежных средств за него, а продавец — на возврат товара.
Особенности предъявления такого требования зависят от наличия и продолжительности гарантийных сроков:
- если гарантийный срок был установлен, потребовать возврата денег можно с продавца или изготовителя при условии обнаружения недостатков в период этого срока (п. 1 ст. 19 Закона);
- если гарантийный срок составляет менее 2 лет, а недостатки обнаружены по истечении гарантийного срока, но в пределах 2 лет с даты покупки товара, потребовать возврата денег можно с продавца или изготовителя при наличии доказательств их вины в этих недостатках (п. 5 ст. 19 Закона);
- если гарантийный срок не был установлен, а недостатки обнаружены в разумный срок, но в пределах 2 лет после покупки товара, потребовать возврата денег можно с продавца или изготовителя при наличии доказательств вины продавца или изготовителя в этих недостатках (п. 6 ст. 18, п. 1 ст. 19 Закона);
- если в товаре выявлен существенный недостаток по истечении 2 лет со дня покупки, но в рамках срока службы товара (а при его отсутствии — в течение 10 лет), при этом изготовитель не отремонтировал его в течение 20 дней, потребовать возврата денег можно с изготовителя при наличии доказательств вины изготовителя (п. 6 ст. 19 Закона).
Доказательством вины продавца, изготовителя в недостатках товара может служить экспертное заключение.
Согласно ст. 22 Закона деньги потребителю обязаны вернуть в течение 10 дней со дня предъявления соответствующего требования. В противном случае потребитель вправе требовать неустойку в размере 1% от цены товара за каждый день просрочки.
В указанный 10-дневный срок продавец вправе провести проверку качества, а также экспертизу. 10-дневный срок на время их проведения не увеличивается.
В случае отказа в удовлетворении требований, потребитель вправе обратиться за защитой своих прав в суд. Перед этим в любом случае следует предоставить ответчику по иску товар, чтобы он имел возможность убедиться в обоснованности требований потребителя. Это следует из п. 3 Обзора ВС РФ от 17.10.2018 г.
В случае спора о причинах недостатков в товаре, а также в случае недоверия результатам проверки качества, проведенной продавцом (изготовителем) или сервисным центром, потребитель вправе потребовать у них проведения экспертизы товара за свой счет в течение 10 дней со дня поступления соответствующего требования (ст. 18 Закона о защите прав потребителя). Часто продавцы называют экспертизой проверку качества, хотя таковой она не является.
Потребитель вправе присутствовать при проведении экспертизы, не вмешиваясь в деятельность экспертов, а при необходимости – оставить свои замечания в акте осмотра товара. Если такой экспертизой будет установлено отсутствие вины продавца (изготовителя) в выявленных недостатках, расходы на ее проведение несет потребитель.
Стоит иметь ввиду, что Закон не предусматривает обязанности продавца (изготовителя) проводить экспертизу в том случае, если есть спор в принципе о наличии или отсутствии в товаре недостатков. При таких обстоятельствах потребитель вправе организовать экспертизу самостоятельно или же ходатайствовать о ее назначении перед судом.
Законом не установлено обязательных требований к проведению досудебной экспертизы, однако как при самом ее проведении, так и при требовании продавца (изготовителя) возместить понесенные на нее расходы, следует обратить внимание на следующее:
• согласно ст. 41 Федерального закона № 73-ФЗ от 31.05.2001, экспертом может быть лицо, обладающее специальными знаниями в области науки, техники, искусства или ремесла, хоть и не являющееся государственным судебным экспертом (такие знания должны быть подтверждены дипломом);
• согласно ст. 8 этого же Закона, такое исследование должно быть основано исключительно на научной и практической основе.
В противном случае результаты экспертизы могут быть признаны судом не имеющими значения.
В то же время, даже при надлежащем проведении экспертизы, в случае несогласия с ее результатами у потребителя есть право их оспорить, организовав другую экспертизу за свой счет в досудебном порядке или же ходатайствуя перед судом о ее назначении.
Наибольшего доверия у суда заслуживают все же выводы эксперта, сделанные в процессе судебной экспертизы, при проведении которой потребитель также вправе присутствовать, а при ее назначении судом – предлагать вопросы, ответы на которые будет обязан дать эксперт. Издержки, связанные с проведением экспертизы в судебном порядке, возмещаются стороне, в пользу которой состоялось решение.
Анастасия, если у вас остались вопросы или требуется составление документов, вы можете написать мне в чат и заказать персональную консультацию. Всего доброго!