Все это — онлайн, с заботой о вас и по отличным ценам.
В рублёвом эквиваленте покупатель благодаря нашему устройству получил выгоду в размере не менее цены 5, 3 МВт*ч, после чего сдал прибор в Озон и соответственно получил обратно все средства за товар
Добрый день,
Наша компания является селлером на маркетплейсе Озон.
Несколько дней назад столкнулись с покупательским экстремизмом, нужен совет юриста - что делать в подобных ситуациях - идти в суд, в полицию? Оставлять безнаказанным нет никакого желания.
Суть проблемы.
В июне 22 года через маркетплейс продан товар - сложное электронное устройство (инвертор), гарантия у которого - 5 лет. Спустя 25 месяцев покупатель оформил онлайн заявку на возврат как на неисправный, Озон автоматически (спустя 2 минуты после оформления заявки) одобрил возврат, якобы по гарантии, хотя никакой экспертизы не было предоставлено, просто фото товара и заявление покупателя "не работает". Товар вернулся - прибор оказался со следами жёсткой эксплуатации на улице, гразный, в царапинах, некомплектный, но при этом - полностью исправный, выработавший за это время 5,3МВт*ч электроэнергии (данные сохранились в энергонезависимой памяти инвертора и облачном сервисе, к которому мы как дистрибьютор и представитель производителя имеем доступ). В рублёвом эквиваленте покупатель благодаря нашему устройству получил выгоду в размере не менее цены 5,3 МВт*ч, после чего сдал прибор в Озон и соответственно получил обратно все средства за товар .
На нашу претензию касаемо оснований для возврата Озон не реагирует, отказывается принимать какие-либо меры, в письменной форме информирует нас что предпринимательская деятельность это риск, а они не несут никакой ответственности за товар после его передачи покупателю. Делают отсылки к ГК РФ и уходят от ответственности.
Так получилось, что мошенник вскрыл себя в переписке в 2022 году, переписка сохранилась - в ней есть ФИО, телефоны, адрес электронной почты, адрес. Но формально у нас он ничего не покупал.
Более того, коллеги по отрасли случайно обнаружили, что некто с полностью совпадающим "никнеймом" приобрел несколько дней назад аналогичное устройство с гарантией 5 лет. По всей видимости имеем дело с рецидивистом-мошенником.
Что делать?
Здравствуйте!
но при этом — полностью исправный
Правила возврата товаров регулируются законом РФ от 07.02.1992 №2300-1 «О защите прав потребителей». Согласно ему, покупатель вправе вернуть товар надлежащего качества в течение двух недель. Если товар не подошёл по форме, габаритам, фасону, расцветке, размеру или комплектации.
Согласно ст. 25 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 №2300-1 «О защите прав потребителей» потребитель вправе обменять непродовольственный товар надлежащего качества на аналогичный товар у продавца, у которого этот товар был приобретен, если указанный товар не подошел по форме, габаритам, фасону, расцветке, размеру или комплектациив течение четырнадцати дней, не считая дня его покупки.
При дистанционном способе покупки товара важно обратить внимание на следующие аспекты, установленные ст. 26.1 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 №2300-1 «О защите прав потребителей»:
4. Потребитель вправе отказаться от товара в любое время до его передачи, а после передачи товара — в течение семи дней. В случае, если информация о порядке и сроках возврата товара надлежащего качества не была предоставлена в письменной форме в момент доставки товара, потребитель вправе отказаться от товарав течение трех месяцев с момента передачи товара.
Подробнее тут: www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_305/1525b1a2f037db240c8e6a749619f86e53857f13/
В вашем случае, сроки, предусмотренные статьями Закона Российской Федерации от 07.02.1992 №2300-1 «О защите прав потребителей» вышли.
Так как вы работаете через площадку Озон, и она отказывается решать вопрос, как и потребитель, то можете решать вопрос в судебном порядке, вы истец, соответчики Озон и потребитель.
Здравствуйте, Александр,
Условия и сроки возврата для физических лиц на Платформе Ozon» (ООО «Интернет Решения») следующие:
В течение гарантийного срока #
Если гарантийный срок не указан, вы можете сдать технически сложный товар по гарантии в течение 365 дней со дня покупки.
Если у товара есть гарантийный срок, вы можете сдать его в течение срока, который указан на странице товара.При возврате товара Ozon может запросить у вас оригинал акта (заключения) авторизованного сервисного центра или эксперта, подтверждающего, что недостаток производственный, а также оригинал гарантийного талона при его наличии. Если товар технически сложный, в заключении должно быть подтверждение, что дефект существенный.
В течение гарантийного срока товар можно отремонтировать в сервисном центре.
«Перечень технически сложных товаров», утвержденный Постановлением Правительства РФ от 10 ноября 2011 г. N 924, по ссылке:
www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_121597/63df0c03a72c20f83fbac36216d643e24c7dc5cd/#dst100008
Инвертор (полагаю, что это преобразователь напряжения) — к технически сложным товарам не относится.
Поэтому правило возврата Платформы Ozon» -
Если товар технически сложный, в заключении должно быть подтверждение, что дефект существенный.
к нему не применимо.
Получается, что согласно вышеуказанным правилам возврата — Ozon может запросить у покупателя оригинал акта (заключения) авторизованного сервисного центра или эксперта, а может и не запрашивать.
В целом, при дословном толковании этих правил возврата — если товар не относится к технически сложным — то не надо проводить никакого исследования недостатков товара.
Поскольку в правилах указано следующее определение товара ненадлежащего качества -
Товары ненадлежащего качества #
Товар ненадлежащего качества — пришла подделка, товар не работает или присутствуют видимые повреждения.
Вот и получается, что недобросовестный покупатель вернул товар, не относящийся к технически сложным товарам, в пределах гарантийного срока и который ненадлежащего качества, так как — не работает.
Эти действия по возврату полностью соответствуют правилам возврата Платформы Ozon» и покупатель ими руководствовался.
Поэтому, по моему мнению, к сожалению, ничего изменить по этому возврату у Вас не получится.
Вам следует потребовать у ООО «Интернет Решения» внести изменению в правила возврата, поскольку они нарушают права продавцов и положения ст. 18 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 «О защите прав потребителей», в части права продавца провести проверку качества товара с недостатками, а также экспертное исследование.
По поводу обращения в полицию — не имеет смысла.
Это гражданско-правовые отношения — так и напишут в постановлении об отказе в возбуждении уголовного дела. А также то, что этот спор подлежит разрешению в порядке гражданского судопроизводства.
А недобросовестное поведение покупателя — это злоупотребление им правом. При этом, такая недобросовестность и злоупотребления — имеют место с точки зрения гражданского законодательства (а не уголовного).
Согласно п. 3 ст. 1 ГК РФ при установлении, осуществлении и защите гражданских прав и при исполнении гражданских обязанностей участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно. В силу пункта 4 статьи 1 ГК РФ никто не вправе извлекать преимущество из своего незаконного или недобросовестного поведения.
Поведение одной из сторон может быть признано недобросовестным, если усматривается очевидное отклонение действий участника гражданского оборота от добросовестного поведения (п. 1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации»).
Недобросовестное поведение — это поведение, которое совершается без честных намерений, нарушая принципы справедливости и честности. Это может включать в себя скрытые уловки, махинации, обман, замысел уклониться от исполнения обязательств или навредить другой стороне (Определение Верховного Суда РФ № 32-КГ14-17 от 03.02.2015).
На вышеизложенные определения также можно сослаться при обращении к ООО «Интернет Решения».
Полагаю, что у Вас два варианта действий:
— повторно обратиться в ООО «Интернет Решения» с требованием изменить правила возврата и вернуть Вам оплату за товар, поскольку он надлежащего качества, недостатки не подтверждены документально, только голословное заявление покупателя, правила возврата лишили Вас провести проверку качества товара и экспертизу, такие правила возврата дают возможность недобросовестным покупателям злоупотреблять правом;
— обратиться в суд с иском к ООО «Интернет Решения» с требованием возврата оплаты и признания указанных правил возврата недействительными. Обращаться надо с иском именно к ООО «Интернет Решения», так как покупатель руководствовался правилами возврата (его указать третьим лицом).
Желаю удачи,
Не все что в нашем понимании является технически сложным и стоит достаточно дорого — является таковым в соответствии с законом.
Выше привел «Перечень технически сложных товаров», утвержденный Постановлением Правительства РФ от 10 ноября 2011 г. N 924.
Этот перечень исчерпывающий. Я не нашел позицию соответствующую Вашему устройству.
Но если Вы так полагаете, что надо в претензии Озон указывать на необоснованность возврата товара — в нарушение положений Правил возврата (без заключения о существенности недостатка товара):
Если товар технически сложный, в заключении должно быть подтверждение, что дефект существенный.
В таком случае Озон нарушил правила возврата, причинил Вам убытки. Просите возместить убытки в размере возвращенной покупателю оплаты.
Здравствуйте, Александр!
Озон при заключении договоров связанных с реализацией товара является агентом, который действует от своего имени, но права и обязанности по реализации товара возникают у Продавца
Права и обязанности по сделкам, связанным с реализацией товаров Продавца и заключенным от его имени, возникают непосредственно у Продавца (ст. 1005 ГК РФ).
«Договор для Продавцов товаров на Платформе Ozon» более подробно по ссылке https://seller-edu.ozon.ru/contract-for-sellers/contract-goods/contract-for-sell-goods-on-ozon#1-%D0%BF%D1%80%D0%B5%D0%B4%D0%BC%D0%B5%D1%82-%D0%B4%D0%BE%D0%B3%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D1%80%D0%B0-%D0%B5%D0%B3%D0%BE-%D0%B7%D0%B0%D0%BA%D0%BB%D1%8E%D1%87%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5-%D0%B8%D0%B7%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5-%D1%80%D0%B0%D1%81%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%B6%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5
То-есть речь идет о заключении агентского договора, когда он заключается агентом с покупателем, а права и обязанности возникают у принципала.
По сделке, совершенной агентом с третьим лицом от имени и за счет принципала, права и обязанности возникают непосредственно у принципала.
ст.1005 ГК РФ
В Вашем случае агент это Озон, продавец — принципал, а третье лицо покупатель.
Агент, по общему правилу, не отвечает перед принципалом за ненадлежащее исполнение обязанностей третьим лицом, с которым он заключил сделку, исполняя поручение принципала.
Если агент действует от своего имени на отношения сторон распространяются положения главы 51 ГК РФ (о договоре комиссии)
Договором комиссии предусмотрено право комиссионера требовать у комитента передачи ему права по сделке, заключенной с третьим лицом.
2. В случае неисполнения третьим лицом сделки, заключенной с ним комиссионером, комиссионер обязан немедленно сообщить об этом комитенту, собрать необходимые доказательства, а также по требованию комитента передать ему права по такой сделке с соблюдением правил об уступке требования (статьи 382 — 386, 388, 389).
ст. 993 ГК РФ
В Вашем случае нужно требовать у Озона передачу права по заключенному договору купли-продажи с покупателем, которому в дальнейшем предъявить претензию.
В частности Вы вправе требовать от покупателя возмещения причиненных убытков за нарушение обязательств по договору купли-продажи.
4. Удовлетворение требований, предусмотренных пунктами 1, 2 и 3 настоящей статьи, не освобождает сторону, не исполнившую или ненадлежаще исполнившую обязательство, от возмещения иных убытков, причиненных другой стороне, на основании статьи 15 настоящего Кодекса.
ст. 524 ГК РФ
Под убытками понимаются фактические расходы либо упущенная выгода
2. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
ст.15 ГК РФ
Фактические расходы для Вашего случае, например могут быть расходы на приведение инвертора в состояние, после которого его можно реализовать
Упущенная выгода, может быть, например разница между доходом полученным от продажи нового инвертора и инвертора, после эксплуатации покупателем.
Я дополню свой ответ:
Нет смысла писать, откажут в возбуждении с припиской, что это гражданские правовые отношения.
Тут нет этого: