Все это — онлайн, с заботой о вас и по отличным ценам.
Является ли такой запрет законным?
Здравствуйте. В договоре коммерческой концессии (франшиза блинной) есть пункт, в котором указано, что я не могу заниматься аналогичной деятельностью (продавать блины) в течении года после расторжения данного договора. Является ли такой запрет законным?
Здравствуйте!
Статья 1033 ГК РФ устанавливает ограничения прав сторон по договору коммерческой концессии.
В договоре коммерческой концессии (франшиза блинной) есть пункт, в котором указано, что я не могу заниматься аналогичной деятельностью (продавать блины) в течении года после расторжения данного договора. Является ли такой запрет законным?
Указанный пункт договора законным не является.
Такого ограничения закон не содержит. Кроме того, договор уже будет расторгнут и обязательства по нему прекращены.
Согласно статье 1033 ГК РФ
Ограничительные условия могут быть признаны недействительными по требованию антимонопольного органа или иного заинтересованного лица, если эти условия с учетом состояния соответствующего рынка и экономического положения сторон противоречат антимонопольному законодательству.
Ограничения за пределами срока действия такого договора антимонопольному законодательству не соответствуют, так как ухудшают положения франшизы и стороны по договору, поэтому могут быть признаны недействительными.
добрый вечер
В соответствии с пунктом 1 статьи 1033 ГК РФ договором коммерческой концессии могут быть предусмотрены ограничения прав сторон по этому договору, в частности могут быть предусмотрены: обязательство правообладателя не предоставлять другим лицам аналогичные комплексы исключительных прав для их использования на закрепленной за пользователем территории либо воздерживаться от собственной аналогичной деятельности на этой территории; обязательство пользователя не конкурировать с правообладателем на территории, на которую распространяется действие договора коммерческой концессии в отношении предпринимательской деятельности, осуществляемой пользователем с использованием принадлежащих правообладателю исключительных прав.
Согласно пункту 1 статьи 407 ГК РФ
обязательство прекращается полностью или частично по основаниям, предусмотренным данным Кодексом, другими законами, иными правовыми актами или договором.
Прекращение договора по общему правилу ведет к освобождению сторон от дальнейшего исполнения принятых на себя обязательств. Вместе с тем в некоторых случаях стороны остаются обязанными по согласованным ими обязательствам. В договоре могут быть такие условия, которые остаются действительными в силу своей природы и после его прекращения, по своему характеру предназначены действовать даже после прекращения договора.
Исходя из содержания пункта 2 статьи 453 ГК РФ вопрос о сохранении действия (прекращении) обязательства в случае расторжения договора должен решаться с учетом существа обязательства, подлежащего исполнению соответствующей стороной при расторжении договора. Подлежит исследованию, что именно прекращается в результате расторжения договора, а что может сохранить свою силу. При сохранении обязательства сохраняется и его обеспечение. Если из условий пунта вашего договора прямо следует воля сторон на урегулирование их отношений в период после расторжения договора, следовательно, не связанные с исполнением предмета договора обязательства пользователя, и регулирующие его поведение при осуществлении конкурирующей деятельности, в силу своей природы предполагают их применение и после расторжения договора в течение установленного срока. Обязательство предпринимателя не вести конкурирующую деятельность не является предметом договора и не прекращается вместе с расторжением договора, его исполнение предполагается и после расторжения договора. Следовательно, расторжение договора не препятствует реализации принадлежащего правообладателю права на взыскание с пользователя штрафа за осуществление конкурирующей деятельности, поскольку соответствующее условие содержится в договоре, которое не противоречит положениям статьи 1033 ГК РФ и принципу свободы договора.
Аналогичный спор уже был рассмотрен в Верховном Суде.
Ознакомьтесь № А71-13420/2020
часть 2 ст. 1028 ГК РФ действительно требует, чтобы предоставление права было зарегистрировано в Роспатенте, однако судебная практика показывает, что в случае, если договор исполнялся сторонами фактически, взыскание по подобным договорам будет производиться, несмотря на отсутствие регистрации.
к примеру, решение Суда по интеллектуальным права от 29.06.2020 № С01-207/2020 по делу № А56-53424/2019.
Данный запрет будет нарушать права стороны по договору и может быть признан недействительным ( ничтожным ).