Все это — онлайн, с заботой о вас и по отличным ценам.
Вопросы по МФО: 1 могу ли я запросить записи разговоров с сотрудниками МФО?
Здравствуйте! Вопросы по МФО: 1) могу ли я запросить записи разговоров с сотрудниками МФО? 2) что делать, если договор с МФО с их приложения не скачивается, а зайти к ним на сайт Я не могу? При этом сотрудники шлют якобы копии, но и их скачать нельзя, а на почту копию не высылают.
3) что делать, если при оформлении займа сотрудники МФО ввели в заблуждение и умолчали о автоматическом подключении пакета услуг и списании средств при получении этого займа, а при отказе от этого пакета деньги не возвращают? Веду с ними переписку и то им просто нужны были мои реквизиты для возврата денег (при отправке реквизитов на почту компании деньги мне не вернули), то теперь оказывается надо заявление писать на обновление этих реквизитов (хотя они не менялись, и о необходимости обновления я узнала только сегодня и то, после того как сама им написала в чат, ведь дозвониться до них со своего телефона не могу со дня взятия этого займа)
Алена, добрый вечер.
По законодательству, МФО обязаны соблюдать требования по защите персональных данных, и, соответственно, могут вести записи разговоров с клиентами для обеспечения качества обслуживания. Однако, как правило, записи разговоров являются внутренними средствами (инструментами) компании и могут быть предоставлены только в рамках судебного разбирательства или по запросу правоохранительных (надзорных) органов.
Вы можете запросить запись, но для этого будет необходимо:
Направить письменное обращение в организацию с соответствующим запросом, указав причины, по которым вам необходимы эти записи. Но скорее всего, вам их не предоставят.
Если вам не ответили на запрос или отказали, вы можете обратиться в контрольно-надзорные органы или при обращении в суд ходатайствовать об истребовании данных записей (если вопрос имеет юридическое значение, например, касаемо условий договора или ведения переговоров).
МФО обязаны предоставлять заемщику полную и достоверную информацию об условиях займа.
Статья 9 Федерального закона от 02.07.2010 N 151-ФЗ «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях»
2. Микрофинансовая организация обязана:
1) предоставить лицу, подавшему заявление на предоставление микрозайма, полную и достоверную информацию о порядке и об условиях предоставления микрозайма, о его правах и обязанностях, связанных с получением микрозайма;
Согласно ГК РФ (статьи 807 и 819), отношения, связанные с предоставлением кредита или займа, регулируются через заключение кредитных договоров и договоров займа.
Условия таких договоров (включая порядок погашения) находятся в компетенции сторон сделки — кредитора и заемщика. Важно отметить, что эти отношения являются гражданско-правовыми, и в них не предусмотрено административно-правовое вмешательство органов власти, если иное не предусмотрено законом.
Законодательство ограничивает возможности для навязывания дополнительных услуг заемщику, улучшая его правовую защиту.
ЦБ РФ играет ключевую роль в регулировании и контроле за деятельностью кредитных организаций, включая банки и микрофинансовые организации. Он устанавливает правила для проведения банковских операций, а также мониторит и регулирует финансовые рынки, обеспечивая стабильность в сфере потребительского кредитования.
В случае нарушения условий кредитного договора, заемщик вправе обратиться в финансовую организацию с претензией, а если это не приведет к удовлетворению требований — обращаться к финансовому уполномоченному для урегулирования спора.
Резюмируя:
Если при оформлении займа вам умышленно не сообщили о подключении дополнительных услуг и списании средств за них, то это нарушение. В этом случае вы имеете право требовать возврата средств, которые были списаны без вашего согласия.
Для начала, направьте письменную претензию в МФО с требованием вернуть деньги. Если деньги не возвращены, вы можете обратиться в финансового уполномоченного или в суд, предъявив доказательства того, что услуга была навязана без вашего согласия. Также, если вам сообщили о необходимости обновления реквизитов, и это не является правомерным, вы можете обратиться с жалобой в ЦБ РФ.
Здравствуйте, Алена!
1) могу ли я запросить записи разговоров с сотрудниками МФО?
Оператор связи не вправе предоставить Вам записи в силу прямого запрета, содержащегося в ч. 3 ст. 63 Федерального закона от 07.07.2003 №126-ФЗ. Их можно истребовать в судебном порядке или в рамках оперативно-розыскной деятельности — если для этого будут основания.
2) что делать, если договор с МФО с их приложения не скачивается, а зайти к ним на сайт Я не могу?
Согласно ст. 820 ГК РФ, кредитный договор должен заключаться в письменной форме, в противном случае он ничтожен. Заключение его с помощью электронных средств равнозначно соблюдению письменной формы, согласно ч. 1 ст. 160 ГК РФ. Но у Вас должна была быть возможность сразу же скачать свой экземпляр договора.
Формально у МФО есть обязанность, предусмотренная п. 1 ч. 2 ст. 9 Федерального закона от 02.07.2010 №151-ФЗ:
предоставить лицу, подавшему заявление на предоставление микрозайма, полную и достоверную информацию о порядке и об условиях предоставления микрозайма, о его правах и обязанностях, связанных с получением микрозайма;
Обязанности предоставлять копии кредитных договоров у нее нет.
Но Вы можете направить обращение с требование выслать Вам почтой копию кредитного договора на бумаге.
3) что делать, если при оформлении займа сотрудники МФО ввели в заблуждение и умолчали о автоматическом подключении пакета услуг и списании средств при получении этого займа, а при отказе от этого пакета деньги не возвращают?
Если обращения не помогают, сотрудники виляют, придумывают новые причины для задержки, нужно переходить к решительным действиям. МФО включила в договор условие, которое в силу п. 5 ч. 2 ст. 16 Закона РФ от 07.02.1992 №2300-1 является недопустимым:
условия, которые обусловливают приобретение одних товаров (работ, услуг) обязательным приобретением иных товаров (работ, услуг), в том числе предусматривают обязательное заключение иных договоров, если иное не предусмотрено законом;
Направляйте в письменном виде на юридический адрес МФО заявление с требованием о возврате денег. Получаете отказ или в течение 30 дней не получаете вообще никакого ответа — обращайтесь к финансовому уполномоченному в порядке ст. 16 Федерального закон от 04.06.2018 №123-ФЗ.
Здравствуйте, Алена.
Дополню ответ коллег и акцентирую внимание на следующем:
Действительно, просто так обязать предоставить запись разговора не получится — МФО не обязана этого делать, а при запросе в порядке судебного разбирательства или оперативно-розыскных мероприятий — этих записей по какой-то причине может попросту не оказаться.
По ст. 16 Закона РФ «О защите прав потребителей», применить условие о недопустимости навязывания дополнительных услуг можно только при условии, если Вы сможете доказать, что не соглашались на эти услуги, а договор предоставлен в редакции, отличной от фактической. Иначе, если не сможете доказать — проиграете с большой вероятностью.
Так, в соответствии со ст. 56 ГПК РФ, каждый доказывает те обстоятельства, на которые он ссылается.
И именно на Вас, увы, будет лежать бремя доказывания того, что договор, предоставляемый МФО отличается от того, что должно было быть на самом деле.
Насколько я понимаю, в этом и кроется суть Вашего вопроса.
Это сделать довольно проблематично.
Что делать — попробуйте другие способы поиска доказательств того, что займ предлагался Вам на условиях, отличных от заключенного договора.
Например, это может быть реклама, в условиях которой не было упоминания про автоматическое подключение пакета услуг, о которых Вы пишете.
Также, если говорите, что речь уже зашла о реквизитах — предположу, что МФО выразило желание вернуть Вам деньги, однако сейчас всячески старается избежать этого через запрос реквизитов, подтверждение их и пр. Если это так — переписка будет являться косвенным подтверждением того, что МФО соглашается с Вашими доводами. Это также будет являться косвенным доказательством.
МФО обязаны предоставить вам полную информацию об условиях договора, и любые попытки ограничить доступ к документам или навязать дополнительные услуги без вашего согласия могут считаться недопустимыми условиями договора, которые, согласно ст. 16 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 «О защите прав потребителей», являются ничтожными. Вот выдержки из данной нормы:
Это применительно к
Таким образом, Вы имеете право на возврат средств за ненадлежащие или несанкционированные услуги, а если ваши требования о возврате не удовлетворены, можете обратиться в финансового уполномоченного или суд, ссылаясь на недопустимые условия договора, нарушающие ваши права.
Надеюсь мой ответ был полезен для Вас!
Если у Вас остались вопросы, либо требуется дополнительная консультация, напишите мне в чат. Я буду рад Вам помочь.