Все это — онлайн, с заботой о вас и по отличным ценам.
И как правильно ответить клиенту?
Добрый день!
Клиент направил нам претензию по качеству товара. Файл с претензией прикладываю во вложении.
Клиент провел независимую экспертизу и требует возмещения стоимости товара, стоимости экспертизы и морального вреда.
Важная ремарка - клиент не обращался к нам за возвратом. Мы ему не отказывали в возврате.
Более того, я готов принять его возврат и спора между нами не было.
Подскажите, правомерно ли он запрашивает оплату с моей стороны стоимости экспертизы и морального вреда.
И как правильно ответить клиенту?
- Претензия_compressed.pdf
- Gmail - Претензия 22.01.2025.pdf
Подскажите, правомерно ли он запрашивает оплату с моей стороны стоимости экспертизы и морального вреда. И как правильно ответить клиенту?
Здравствуйте
Моральный вред клиент может требовать при нарушении его прав.
Статья 15. Компенсация морального вреда
Моральный вред,причиненный потребителю вследствие нарушения изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины. Размер компенсации морального вреда определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда.
Компенсация морального вреда осуществляется независимо от возмещения имущественного вреда и понесенных потребителем убытков.
Однако сумма тут явно завышена- даже по суду это обычно по товара порядка 3000 — 5000.
Здравствуйте.
На мой взгляд, учитывая, что на Вашей стороне право провести сначала проверку товара, а по ее результатам решать вопрос о том, принять ли товар или отказать в приемке, экспертиза, проведенная по инициативе потребителя Вами оплачиваться не должна.
Указанная позиция подтверждается в том числе и судами, например в Определении Шестого кассационного суда общей юрисдикции от 17.03.2020 по делу № 88-6779/2020 был сделан аналогичный вывод.
Судом было отмечено, что покупатель вправе требовать компенсации только обоснованных расходов. Затраты на эксперта обоснованы, только если магазин отказался бы проводить проверку качества или экспертизу за свой счет. В рассматриваемом случае покупатель обратился к эксперту до уведомления магазина о поломке, тогда как мог этого не делать, а просто передать товар продавцу. Следовательно, расходы на эксперта понесены покупателем по собственной инициативе и компенсироваться не должны.
Таким образом, Вы можете именно так и ответить потребителю. Вопрос по моральному вреду сделует решать с точки зрения соразмерности.
Если Вам потребуется дополнительная консультация по этому вопросу и/или составление документов, либо возникнут иные правовые вопросы, Вы можете обратиться ко мне в чат за персональной консультацией.
Здравствуйте Владимир.
Подскажите, правомерно ли он запрашивает оплату с моей стороны стоимости экспертизы и морального вреда.
Если по результатам экспертизы установлено, что в товаре обнаружены недостатки производителя, то потребитель вправе предъявить продавцу требование о возмещении расходов на проведение экспертизы.
Что касается морального вреда, то согласно статьи 15. Компенсация морального вреда
Моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины. Размер компенсации морального вреда определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда.
Компенсация морального вреда осуществляется независимо от возмещения имущественного вреда и понесенных потребителем убытков.
Сумма обычна составляет ниже указанной суммы.
И как правильно ответить клиенту?
Вам стоит просить предоставить товар для проверки. Вполне возможно что экспертиза была некачественно исполнена. Начать нужно с этого. Далее обращу внимание, что согласно статьи 18 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 «О защите прав потребителей»
Продавец (изготовитель), уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер обязаны принять товар ненадлежащего качества у потребителя и в случае необходимости провести проверку качества товара. Потребитель вправе участвовать в проверке качества товара.
Почему не обратился для начала к Вам, не совсем понятно.
Если брак товара все же присутствует, то Вам следует признать его и указать, в какие сроки и в каком порядке будут удовлетворены требования потребителя. Предложите сумму компенсации морального вреда ниже заявленной. Вполне возможно, что согласится. По суду обычно она составляет до 10 000 рублей.
Ответ на претензию покупателя о некачественном товаре составляется в свободной форме. Законодательных требований к форме ответа не установлено. Главное четко сформулировать свою позицию.
Если Вам необходима дополнительная консультация или помощь в составлении письменных документов, Вы можете обратиться в мой чат. По правилам сайта юридическая помощь может оказываться платно.
Владимир, добрый день.
Важная ремарка — клиент не обращался к нам за возвратом. Мы ему не отказывали в возврате.
Обращался он скорее всего сразу в ОЗОН и там ему было отказано, в связи с чем клиент полагает, что отказ исходил от Вас.
Подскажите, Вам сам товар на проверку качества не передавали?
Вы пока его передачу для проведения проверки не запрашивали?
Первое на что обращу Ваше внимание и что является существенным — это сроки.
Согласно претензии товар был фактически передан клиенту 18 декабря 2024 г., недостатки в нем обнаружены 24 декабря 2024.
Речь идет о технически сложном товаре.
С момента его получения и до момента обнаружения в нем недостатков прошло менее 15 дней.
В этом случае, у клиента есть право на отказ от товара, независимо от того насколько существенным был недостаток товара.
На этот счет в ст. 18 Закона РФ «О защите прав потребителей» указано
В отношении технически сложного товара потребитель в случае обнаружения в нем недостатков вправе отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за такой товар суммы либо предъявить требование о его замене на товар этой же марки (модели, артикула) или на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены в течение пятнадцати дней со дня передачи потребителю такого товара.
Недостаток зафиксирован путем самостоятельно проведенной клиентом экспертизой.
Таким образом в отведенный 15 дневный срок клиент формально уложился.
Существенность недостатка тут никакого значения уже иметь не будет.
И это разъяснено в постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2012 N 17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей» согласно которому
При этом потребительвправе требовать замены технически сложного товара либо отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар денежной суммы независимо от того, насколько существенными были отступления от требований к качеству товара, установленных в статье 4 Закона о защите прав потребителей, при условии, что такие требования были предъявлены в течение пятнадцати дней со дня его передачи потребителю.
Насколько я понимаю товар находится на гарантии?
Согласно претензии клиента, все недостатки сводятся к программному обеспечению планшета.
И если он подтверждается — то требования клиента обоснованы.
В том же постановлении Пленума Верховного Суда РФ отражено
39. Требования граждан к качеству программного обеспечения, используемого в технически сложном товаре (например, к операционной системе, которая служит для обеспечения его функционирования), должны рассматриваться как требования к качеству товара в целом с учетом его потребительских свойств в соответствии со статьей 469 ГК РФ.
И если в описании товара при его продаже, а также в технических характеристиках товара указана одна операционная система — тот же Андроид 12, а фактически установлен Андроид 8.1 — то клиент, обращаясь к Вам с претензией прав.
И требования его в таком случае подлежат удовлетворению.
У Вас есть обязанность — принять товар, при необходимости провести его проверку качества.
В этой связи Ваши действия следующие:
1. Написать клиенту, что Вы требуете передать Вам планшет для проведения проверки его качества (лучше отправить телеграмму так будет быстрее).
Передачу пусть осуществит через СДЭК или иную курьерскую службу (а не ПВЗ ОЗОН), указывая на способ отправления, чтобы обеспечить возможным получения целого, а не поврежденного товара.
2. Провести проверку качества товара.
3. Если в ходе проверки качества подтвердится расхождение в операционной системе — то вернуть клиенту стоимость товара и дополнительно, отдельно с указанием назначения платежа оплатить 500 рублей в качестве компенсации морального вреда.
4. Оплачивать расходы на самостоятельно проведенную экспертизу клиентом Вы не обязаны.
Именно на Вас в силу ст. 18 Закона РФ «О защите прав потребителей» лежит обязанность доказать отсутствие в товаре недостатка, а следовательно у клиента не было необходимости проводить экспертизу и нести в этой связи расходы на ее проведение.
Добрый день!
Исходя из преамбулы Закона о защите прав потребителей и статьи 9 Федерального закона от 26 января 1996 года № 15-ФЗ «О введении в действие части второй ГК РФ» правами, предоставленными потребителю Законом и изданными в соответствии с ним иными правовыми актами, а также правами стороны в обязательстве в
соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации пользуется не только гражданин, который имеет намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий товары (работы, услуги), но и гражданин,
который использует приобретенные (заказанные) вследствие таких отношений товары (работы, услуги) на законном основании (наследник, а также лицо, которому вещь была отчуждена впоследствии, и т.п.). (п.3 Пленум Верховного Суда РФ в Постановлении от 28.06.2012 № 17).
Текст претензии начинается со слов «моей знакомой был приобретен планшет...».
Закон о защите прав потребителя предоставляет право лицу, которое использует товары на законном основании, реализовывать права покупателя.
Сама заявительница товар продавцу (вам) не предъявляла. Вся переписка ведется электронно. Никто заявительницу не видел. Схема с экспертизой и моральным ущербом, без предъявления товара, выглядит слишком продуманной.
На данном этапе следует уточнить от кого пришли денежные средства за приобретенный товар, кто являлся первым покупателем ( с какого аккаунта сделан заказ). Также сформулировать к заявительнице вопрос о законности владения планшетом, представления подтверждающих документов.
Что касается самой экспертизы- потребитель вообще изначально обращает к продавцу в рамках ст 18 закона о защите прав потребителей — и вы проводите проверку качества, а при необходимости экспертизу за свой счкет.
Для начала надо ответить, что просите предоставить товар для проверки качества.
Есть практика на эту тему
Определение Шестого кассационного суда общей юрисдикции от 17.03.2020 по делу N 88-6779/2020
У потребителя наверняка была такая же точно возможность — предоставим вам товар для проверки качества — и обратится с претензией к вам. А в случае спора о качестве товара- экспертизу по ст 18 зпп- обязаны были бы провести вы, за свой счет изначально.
Поэтому в возмещении этих расходов можно ей отказать.
Что касается качества товара- в ответе просите предоставить товар для проверки- на счет возврата цены вещи- уже по итогам вашей проверки, заводской там брак или нет. Или может быть вещь повредил сам потребитель, или даже этот эксперт.
Моральный вред тоже зависит как раз от итогов проверки- если был брак- моральный вред придется выплачивать, но предложите 5000, 50.000 — явно он завышен, кроме того, в претензии этот моральный вред- эти самые страдания не описаны потребителем подробно. Хотя такое описание формально требуется- в чем именно этот вред заключался.
Отправить ответ и по почте- заказным с описью и по эл. почте.