8 499 938-65-20
Мы — ваш онлайн-юрист 👨🏻‍⚖️
Объясним пошагово, что делать в вашей ситуации. Разработаем документы и ответим на любой вопрос, даже самый маленький.

Все это — онлайн, с заботой о вас и по отличным ценам.
386 ₽
Вопрос решен

Имею ли я право требовать возмещения расходов за поднаем жилья за период после увольнения

Добрый день!

Через три года после увольнения с военной службы решением суда признан участником НИС. Так как ошибочно был поставлен на жилищный учет по избранному месту жительства.

Имею ли я право требовать возмещения расходов за поднаем жилья за период после увольнения.

, Евгений, г. Москва
Сергей Рукин
Сергей Рукин
Юрист, г. Мурманск
рейтинг 8.6

Здравствуйте, Евгений!

Имею ли я право требовать возмещения расходов за поднаем жилья за период после увольнения.

Если Вы военнослужащий  МО РФ, то в соответствии Порядком выплаты в Вооруженных Силах Российской Федерации денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений, утвержденным Приказом Министра обороны РФ от 16 ноября 2022 г. N 686 (далее — Порядок)

2. Выплата денежной компенсации осуществляется:

1) со дня заключения договора найма (поднайма) жилого помещения (далее — договор найма), заключенного в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Но выплата компенсации предусматривается  гражданам, уволенным с военной службы, в случае принятия их на учет нуждающихся в жилых помещениях и прекращения выплаты денежной компенсации по месту службы военнослужащих, через военный комиссариат.

При этом, следует учитывать, что выплата  денежной компенсации устанавливается на срок до календарного года, но не более срока найма (поднайма) жилого помещения, указанного в договоре найма (п. 3 Общих положений Порядка).

Поэтому, за три года взыскать, считаю, невозможно. 

0
0
0
0
Виталий Працко
Виталий Працко
Юрист, г. Калининград
рейтинг 9.6

Здравствуйте, уважаемый Евгений!   

Значит, в данном конкретном Вашем случае, с учётом предоставленной Вами информации, досконально проанализировав Вашу сложившуюся ситуацию, по существенному вопросу (с нюансами), с учётом того, что Вы через 3 года после увольнения с военной службы решением суда признаны участником НИС, поскольку  ошибочно были поставлен на жилищный учет по избранному месту жительства, и имеете ли Вы право требовать возмещения расходов за поднаем жилья за период после увольнения, то с правовой точки зрения,  хотел бы пояснить нижеследующее.

Во-первых, прежде всего, отмечу, что ели прямо руководствоваться пунктом 2 статьи 13 Федерального закона от 31 мая 1996 г. N 61-ФЗ «Об обороне», пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» и пунктом 2 статьи 15.3 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» в целях реализации права военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, а также граждан, уволенных с военной службы, и проживающих совместно с ними членов их семей, вправе рассчитывать на выплату денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений.

Во-вторых, в силу Приказа Министра обороны РФ от 16 ноября 2022 г. N 686 об утверждении Порядка выплаты в Вооруженных Силах РФ выплата денежной компенсации осуществляется со дня заключения договора найма (поднайма) жилого помещения. И выплата денежной компенсации военнослужащим за наем (поднаем) жилых помещений в местах проживания членов их семей в случаях, в том числе за период формирования воинских частей до убытия к новому месту военной службы, осуществляется в размерах, установленных пунктом 2 Постановления, через финансовый орган (в ред. Приказа Министра обороны РФ от 07.02.2024 N 73)

То есть в этих случаях для расчета размера выплаты денежной компенсации военнослужащему применяется предельная стоимость найма (поднайма) 1 кв. метра общей площади жилого помещения, для субъекта Российской Федерации, в котором военнослужащий проходил военную службу до направления в отдельные регионы Российской Федерации, населенные пункты, местности Российской Федерации или за пределы территории Российской Федерации. (в ред. Приказа Министра обороны РФ от 07.02.2024 N 73).

Кроме того, того в Федеральный закон от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» устанавливает правовую и социальную защиту военнослужащих, а также граждан Российской Федерации, уволенных с военной службы, и членов их семей и гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение. А для лиц, которые, прослужив длительное время, увольняются с военной службы и не имеют жилища или нуждаются в улучшении жилищных условий, предусматривается ряд государственных гарантий и компенсаций на период до обеспечения их жилыми помещениями, включая ежемесячную денежную компенсацию за наем (поднаем) жилых помещений, предоставляемую за счет средств федерального бюджета.

Более того Постановлением Правительства РФ от 02.10.2023 № 1622 скорректирован порядок расчета и выплаты денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений военнослужащим, где конкретизируется порядок возмещения указанных расходов с учетом места прохождения военной службы, воинского учета, места жительства членов семьи и т.д.

И при расчете денежной компенсации как членам семьи военнослужащего, так и как погибшего (умершего) в период прохождения военной службы, или уволенного с военной службы, состоявшего на учете в качестве нуждающегося в жилых помещениях (Ваш случай) норматив общей площади жилого помещения определяется исходя из состава семьи, гражданина, уволенного с военной службы. То есть денежная компенсация за наем (поднаем) жилых помещений военнослужащим — гражданам Российской Федерации, имеющим воинское звание офицера, прапорщика или мичмана, проходящим военную службу по контракту либо уволенным с военной службы, и членам их семей выплачивается в размере фактических расходов, но не выше размеров, определенных исходя из норматива общей площади жилого помещения (п.2 Постановления Правительства РФ от 31.12.2004 г. N 909).

Также вносимыми изменениями уточнены предельные размеры компенсации расходов, а именно 3 600 рублей в городах и районных центрах, 2 700 рублей в прочих населенных пунктах.

Причем вне зависимости от того, является ли гражданина военнослужащим относящийся к Минобороны РФ или является военнослужащим допустим Росгвардии, как в силу Приказа Федеральной службы войск национальной гвардии РФ от 30 января 2023 г. № 17 «Об утверждении Порядка выплаты денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений военнослужащим, гражданам, уволенным с военной службы, и членам их семей в войсках национальной гвардии Российской Федерации», так и Приказа Министра обороны РФ от 16 ноября 2022 г. N 686 об утверждении Порядка выплаты в Вооруженных Силах РФ — безусловно гарантируется военнослужащим денежную компенсацию за наем (поднаем) жилых помещений, предоставляемую за счет средств федерального бюджета.

Единственное, нужно учесть, что как военнослужащим — гражданам РФ, проходящим военную службу по контракту в войсках национальной гвардии и проживающим совместно с ними членам их семей, включенным в списки нуждающихся в специализированных жилых помещениях, так гражданам РФ, и уволенным с военной службы в войсках национальной гвардии признанным нуждающимися в жилых помещениях, а также военнослужащим — гражданам РФ относящимся к Минобороны РФ — выплата денежной компенсации может быть прекращена и не выплачиваться только если военнослужащий  сам, отказался от предоставленных им жилых помещений или жилищной субсидии (п. 4 Приказ Росгвардии от 30.01.2023 N 17,, п.3 ст.15.3  ФЗ от 27.05.1998 N 76-ФЗ «О статусе военнослужащих»).

* Также необходимо учитывать и сложившуюся правоприменительную практику, как указал  Конституционной Суд Российской в Постановлении от 3 февраля 2010 года по делу о проверке конституционности положений абз. 2 п. 14 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих», пункта 4 Постановления Правительства РФ «О порядке выплаты денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений военнослужащим – гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту, гражданам Российской Федерации, уволенным с военной службы, ичленам их семей» по делу о проверке порядка выплаты денежной компенсации за наем жилых помещений военнослужащим, прямо указал, что — не допускается необоснованное ограничение права граждан, состоящих на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий и уволенных или подлежащих увольнению с военной службы пава на получение ежемесячной денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений, что приводит к нарушению конституционных прав на жилище и на свободное распоряжение своими способностями к труду, выбор рода деятельности.

Где также указано, военнослужащих и граждан, выполнивших возлагавшиеся на них по контракту военная служба, по смыслу статей 37 (части 1 и 3) и 59 Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с ее статьями 71 (пункт «м»), 72 (пункт «б» части 1) и 114 (пункты «д», «е» части 1), представляет собой особый вид государственной службы, непосредственно связанной с обеспечением обороны страны и безопасности государства и, следовательно, осуществляемой в публичных интересах, а лица, несущие такого рода службу, выполняют конституционно значимые функции. То есть сам характер военной службы, предполагающим выполнение военнослужащими задач, которые сопряжены с опасностью для их жизни и здоровья, и иными специфическими условиями прохождения службы определяется особый правовой статус военнослужащих.

Как указал также Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 5 апреля 2007 года N 5-П, вводящие для бывших военнослужащих, даже не имеющие конституционного обоснования и обусловленные только датой увольнения с военной службы различия в формах обеспечения жильем, не должны нарушать закрепленное статьей 40 Конституции Российской Федерации право на жилище и согласно которой государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства. А соответственно в силу п. 14 статьи 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» не может рассматриваться как препятствующий признанию за гражданами, вставшими на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий и уволенными или подлежащими увольнению с военной службы после этой даты, права на получение ежемесячной денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений.

А поэтому как указано мной выше вне зависимости от того, является ли гражданин военнослужащим относящийся к Минобороны РФ или является военнослужащим Росгвардии, как в силу Приказа Федеральной службы войск национальной гвардии РФ от 30 января 2023 г. № 17 «Об утверждении Порядка выплаты денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений военнослужащим, гражданам, уволенным с военной службы, и членам их семей в войсках национальной гвардии Российской Федерации», так и Приказа Министра обороны РФ от 16 ноября 2022 г. N 686 об утверждении Порядка выплаты в Вооруженных Силах РФ -безусловно гарантируется военнослужащим денежную компенсацию за наем (поднаем) жилых помещений, предоставляемую за счет средств федерального бюджета.

Таким образом, принимая во внимание вышеизложенное, с учётом того, что через 3 года после увольнения с военной службы именно решением суда вступивши в законную силу (ст.188 КАС РФ, ст.209 ГПК РФ) Вы были признаны участником НИС, поскольку ошибочно были поставлены на жилищный учет по избранному месту жительства, то за Вами сохраняется право  требовать возмещения расходов за поднаем жилья за период после увольнения.

В случае нарушения Ваших прав, и несогласия с бездействием должностных лиц, рекомендовал бы Вам, 

1. Незамедлительно ничего не ждать, а сейчас для ускорения вопроса  обратиться как на горячую линию для содействия (в электронном виде), так и с письменным заявлением (в простой письменной форме) именно в Министерство обороны РФ на имя министра Белоусову А.Р. для содействия. 

*Горячая линия Министерства обороны РФ:

letters.mil.ru/electronic_reception.htm

E-mail: pm@mil.ru

Можно и позвонить на круглосуточную горячую линию можно по телефону:  (800) 100-77-07.

2. Параллельно также желательно не откладывая и направить жалобу-обращение как лично Вам так и Ваши родным в простой письменной форме не только в Военную Прокуратуру округа, но и Главному военному прокурору Заместителю Генерального прокурора Российской Федерации Петрову В.Г по адресу: г. Москва, пер. Хользунова, д.14 для проведения проверки в отношении руководства воинской части и должностных лиц за бездействия, превышение должностных полномочий, и самоуправство.

(Главная военная Прокуратура России по данному факту вполне может инициировать проведение проверки и посодействовать и защитить Ваши интересы).

3. В противном случае, на основании полученных ответов, (если допустим будет проигнорированы Ваши обращения из Прокуратуры или Минобороны РФ), тогда уже нужно возможно подавать исковое заявление в суд об оспаривании незаконного бездействия должностными лицами по правилам гл. 22 КАС РФ.

Поэтому, действуйте уважаемый Евгений нужно не отчаиваться, а добиваться и отстаивать свои права и законные интересы, закон однозначно на Вашей стороне и все у Вас обязательно получится.

Рад был Вам максимально помочь.

С уважением,

Частнопрактикующий юрист

Виталий Александрович  

1
0
1
0
Дата обновления страницы 26.04.2025