Все это — онлайн, с заботой о вас и по отличным ценам.
На СВО материалы по приказу командира роты (который впоследствии переведен в другую часть, сейчас на СВО) были переданы военнослужащим через журнал временной выдачи ТМЦ
Я военнослужащий, являюсь материально-ответственным лицом, заключён договор. В феврале 2022 года был направлен в командировку на учения вместе с товарно-мат ценностями в приграничье с Украиной, с последующим вводом на территорию Украины и участием в СВО. На СВО материалы по приказу командира роты (который впоследствии переведен в другую часть, сейчас на СВО) были переданы военнослужащим через журнал временной выдачи ТМЦ. Наступило 24.02. , в выданных тмц зашли на территорию Украины , затем часть людей погибли, часть перевелись, роту расформировали. После приезда с СВО материалы с оборотно-сальдовой вед-ти не списали, сославшись на отсутствие накладных. Инвентаризация вверенных при направлении на СВО ТМЦ за весь период не проводилась. Сейчас перевожусь в другую часть и передаю дела командиру. Руководство намерено взыскать недостача. Действия хищения с моей стороны нет. Что мне грозит?
Добрый день!
Сейчас много таких исков. Решение суда зависит от того, какие доказательства надлежащей передачи имущества вы сможете представить, а также не прошел ли срок давности привлечения вас к ответственности, то есть когда руководство узнало или должно было узнать о недостаче.
На основании п. 1 ст. 28 Федерального закона от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» военнослужащий в зависимости от характера и тяжести совершенного им правонарушения привлекается к дисциплинарной, административной, материальной, гражданско-правовой и уголовной ответственности в соответствии с настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.
В соответствии с п. 1 ст. 3 Федерального закона от 12 июля 1999 года №161-ФЗ (в ред. от 01.04.2020) «О материальной ответственности военнослужащих» (далее – Закон) военнослужащие несут материальную ответственность только за причинённый по их вине ущерб.
Вместе с тем ст. 2 Закона определено, что под прямым действующим ущербом понимается утрата или уменьшение наличного имущества, ухудшения состояния указанного имущества, расходы которые воинская часть произвела или должна произвести для восстановления, приобретения имущества.
Согласно п. 1 ст. 4 Закона за ущерб, причинённый по неосторожности при исполнении обязанностей военной службы, военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, несут материальную ответственность в размере причинённого ими ущерба, но не более одного оклада месячного денежного содержания и одной ежемесячной надбавки за выслугу лет.
В силу ст. 5 Закона военнослужащие несут материальную ответственность в полном размере ущерба в случаях, когда ущерб причинён по неосторожности военнослужащим, которому имущество было вверено на основании документа (документов), подтверждающего (подтверждающих) получение им этого имущества для обеспечения хранения, перевозки и (или) выдачи этого имущества либо производства финансовых расчётов.
Общими условиями привлечения к материальной ответственности являются юридические факты, с наличием которых закон связывает наступление материальной ответственности, в частности нарушением норм права, наличие причинно-следственной связи между совершенным правонарушением и наступившим материальным ущербом, нахождение военнослужащего в момент причинения ущерба имуществу воинской части при исполнении обязанностей военной службы, наличие вины в действиях военнослужащего.
Следовательно, юридически значимыми для настоящего дела являются обстоятельства, связанные со служебными обязанностями, а также получением Вами утраченного имущества и нахождение этого имущества на хранении.
Статьёй 3 Закона предусмотрено, что срок привлечения военнослужащего к материальной ответственности составляет три года со дня обнаружения ущерба.
В статье 7 Закона закреплено, что командир воинской части при обнаружении ущерба обязан назначить административное расследование для установления причин ущерба, его размера и виновных лиц. Административное расследование должно быть закончено в месячный срок со дня обнаружения ущерба. В необходимых случаях этот срок может быть продлён вышестоящим в порядке подчинённости командиром, но не более чем на три месяца. Административное расследование может не проводиться, если причины ущерба, его размер и виновные лица установлены судом, в ходе разбирательства по факту совершения военнослужащим дисциплинарного проступка либо в результате проверки или предварительного расследования в порядке уголовного судопроизводства.
Содержание названных норм закона в их взаимосвязи указывает на то, что фактически время обнаружения ущерба — в отсутствие данных о лице, его причинившем, и его виновности в содеянном, — может не совпадать с днём, когда командир воинской части получит реальную возможность предъявить требование о возмещении ущерба, в том числе в судебном порядке, и, как следствие, не совпадать с днём обнаружения ущерба, с которого следует исчислять трёхлетний срок привлечения военнослужащего к материальной ответственности.
О том, что днём обнаружения ущерба следует считать день, когда командиру воинской части, а в соответствующих случаях вышестоящим в порядке подчинённости органам военного управления и воинским должностным лицам стало известно о наличии материального ущерба, причинённого конкретным военнослужащим, разъяснено в п. 34 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29 мая 2014 года № 8 «О практике применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих»
Следовательно, течение трёхлетнего срока со дня обнаружения ущерба необходимо исчислять не только со дня, когда командир (начальник) воинской части узнал о факте причинения ущерба, но и со дня установления лица, причинившего такой ущерб.
В статье 16 Устава внутренней службы Вооружённых Сил России, утверждённого Указом Президента РФ от 10 ноября 2007 года № 1495, определяющей общие обязанности военнослужащих, предусмотрено, что военнослужащий в служебной деятельности руководствуется Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, федеральными законами, общевоинскими уставами и иными нормативными правовыми актами РФ; существо воинского долга обязывает военнослужащего, в том числе, беречь военное имущество.
Под сбережением военного имущества следует понимать такое обращение с ним, которое обеспечивает его сохранность и готовность к использованию.
Согласно ст. 144 и 145 Устава внутренней службы Вооружённых Сил России командир роты, в частности, отвечает за состояние и сохранность вооружения, военной техники и другого военного имущества роты, за ведение ротного хозяйства. Командир роты обязан организовывать своевременное получение, правильную эксплуатацию и ремонт вооружения, военной техники и другого военного имущества роты, проверять не реже одного раза в месяц их наличие, состояние и учёт, результаты осмотра (проверки) вооружения, военной техники и боеприпасов заносить в книгу осмотра (проверки) вооружения, военной техники и боеприпасов.
В соответствии с пп. 82, 84, 100 и 105 Руководства ротное хозяйство является составной частью войсковой хозяйства и его основной. Ротное хозяйство организует командир роты. На него возлагаются руководство ротным хозяйством, контроль за его состоянием и обеспечение военнослужащих положенными материальными ценностями. Командир роты организует и обеспечивает ведение материально ответственными лицами роты установленных регистров учёта движения полученных подразделением материальных ценностей. Получение материальных ценностей командир роты организует через своих заместителей, командиров взводов, старшего техника (техника) и старшину роты.
Если административное расследование не установит в ваших действиях хищения, то они будут признаны неосторожными и небрежными, то есть по факту только взыщут с вас материальный ущерб.
Исходя из вашего денежного оклада, в итоге судом он будет взыскан только частично в размере не более одного оклада месячного денежного содержания и одной ежемесячной надбавки за выслугу лет.
Образец судебного решения аналогичного можете посмотреть здесь: sudact.ru/regular/doc/IkPcMdcQaubY/?ysclid=me1u7zun3d615177557
Удачи Вам!
Здравствуйте!
Командир по факту утраты материальных средств должен организовать административное расследование согласно п. 52-64 приказа Министра обороны РФ от 03.12.2015 N 717 «Об утверждении Наставления по правовой работе в Вооруженных Силах Российской Федерации». По результатам административного расследования издается приказ командира воинской части.
Согласно п. 27 приказа Министра обороны РФ от 30 декабря 2011 г. N 2666 «Об утверждении Положения о списании федерального имущества в Вооруженных Силах Российской Федерации» данный ущерб может быть списан с учетом условия отсутствия Вашей вины.
Списание с учета сумм ущерба за счет федерального бюджета производится:
а) когда ущерб причинен и отсутствуют основания для привлечения в установленном порядке к материальной ответственности должностных и других лиц, в случаях если:
недостача или повреждение имущества явились следствием стихийных бедствий, военных действий, ....
Для списания данного имущества составляется акт списания.
Согласно п. 29 указанного выше приказа прилагается копия служебного разбирательства и приказа командира.
При недостаче, повреждении имущества в ходе военных действий к акту о списании ущерба прилагаются копия служебного документа с отражением сумм ущерба и выписка из приказа командира воинской части по данному факту.
Ввиду сказанного выше при отсутствии Вашей вины в утрате материальных средств Вас не должны привлекать к материальной ответственности.