Все это — онлайн, с заботой о вас и по отличным ценам.
Как это трактуется с точки зрения закона?
Добрый день, у меня ИП с образовательной лицензией, у меня онлайн курс по рекламе. В моей оферте указано, что срок образовательной услуги 3 месяца. Меня интересует несколько вопросов:
1. Будет ли образовательная услуга считаться оказанной по прошествии этих 3х месяцев, если я выдал ученику доступы от обучающей платформы, где находятся материалы курса, также выдал доступы к поддержке, но он в течении этих 3х месяцев по своей вине (бездействие) не прошел курс? Как это трактуется с точки зрения закона?
2. Могу ли я в оферте прямо прописать пункт, что по прошествии этих 3х месяцев услуга будет считаться оказанной, даже если ученик не проходил обучение по своей вине? Или это противоречит закону о защите прав потребителей, по которому ученик может в любой момент обратиться за возвратом даже хоть через полгода-год?
Сергей, добрый день.
у меня ИП с образовательной лицензией, у меня онлайн курс по рекламе. В моей оферте указано, что срок образовательной услуги 3 месяца.
Можете уточнить в договоре у Вас прописано условие выдачи по результатам прохождения курса, каких-то документов, сертификатов и т.п.?
В договоре прописано, что оказывается образовательная услуга?
Здравствуйте!
1. Будет ли образовательная услуга считаться оказанной по прошествии этих 3х месяцев, если я выдал ученику доступы от обучающей платформы, где находятся материалы курса, также выдал доступы к поддержке, но он в течении этих 3х месяцев по своей вине (бездействие) не прошел курс? Как это трактуется с точки зрения закона?
Да, если в Вашу обязанность входило только предоставление доступа к обучающему материалу в течении определенного времени, также предоставление поддержки — обратной связи по итогу освоения образовательного материала, то Вы исполнили обязанность по предоставление услуги.
Если Заказчик не воспользовался услугами, по истечении указанного времени, то на этом основании он не может требовать возврата денежных средств, поскольку надлежащее исполнение прекращает обязательство, в соответствии со ст. 408 ГК РФ.
В соответствии со ст. 408 ГК РФ
1. Надлежащее исполнение прекращает обязательство.
Да, в договоре оферте указано, что оказывается образовательная услуга. По результатам выдается сертификат. Меня интересует именно момент с теми, кто купил и не проходит обучение по своей вине.
В этом случае, услуга не оказана в полном объеме.
При этом, невозможность исполнения обязательства возникла по вине Заказчика, в этом случае, если иное не предусмотрено Вашим договором ( офертой), то Вы на этом основании можете отказать ему в возврате денежных средств, если это требование от него поступит.
Так, согласно ст. 781 ГК РФ
2. В случае невозможности исполнения, возникшей по вине заказчика, услуги подлежат оплате в полном объеме, если иное не предусмотрено законом или договором возмездного оказания услуг.
2. Могу ли я в оферте прямо прописать пункт, что по прошествии этих 3х месяцев услуга будет считаться оказанной, даже если ученик не проходил обучение по своей вине? Или это противоречит закону о защите прав потребителей, по которому ученик может в любой момент обратиться за возвратом даже хоть через полгода-год?
Если это условие будет указано в оферте, при этом, в Вашу обязанность по договору также входит предоставление сертификата по итогу оказания услуги, то это положение, в случае спора в судебном порядке, может быть оспорено заказчиком.
Но Вы можете ссылаться на невозможность исполнения услуги по вине Заказчика, и на этом основании отказать в возврате денежных средств за услугу.
Кроме того, договор может быть прекращен в соответствии с положениями ч. 2 ст. 61 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ — в связи с недобросовестным освоением образовательной программы обучающегося.
Можете также указать на это в оферте.
Поскольку в этом случае, неполучение сертификата было вызвано тем, что заказчик ( обучаемый) не осваивал образовательную программу, не выполнял учебный план.
Здравствуйте, Сергей!
1. Да, образовательная услуга будет считаться оказанной в данном случае. Поскольку доступ был предоставлен, условия договора соблюдены.
Аналогичные условия содержатся например у ООО «Скилбокс».
При этом, существует судебная практика в пользу исполнителя услуг.
Так например, в Определении Второго кассационного суда общей юрисдикции от 15.08.2023 N 8Г-21939/2023(88-21682/2023) указано:
В соответствии с п. 1.7 договора, услуги доступа считаются оказанными исполнителю надлежащим образом и принятыми заказчиком с даты предоставления соответствующего доступа.
и далее:
суд первой инстанции исходил из того, что требование о возврате денежных средств в течение 14 дней с момента предоставления доступа к платформе ответчика истцом заявлено не было, услуги были оказаны надлежащим образом и возврата денежных не предусмотрено, при этом ответчиком в виде исключения была возвращена истцу сумма денежных средств в размере 68 610 руб. с учетом оплаты исполнителю фактически понесенных им расходов, в связи с чем пришел к выводу об отказе в удовлетворении иска.
2. Можете указать. Закону о «Защите прав потребителей» это противоречить не будет. Потому что Вы предоставляете доступ на определенный период, соответственно, обязательства исполняете.
Если человек не пользуется доступом в течение этого времени, то это его проблемы.
Ученик не может по закону обращаться за возвратом в любой момент без последствий. Это делается на основании ст. 32 Закона «О защите прав потребителей».
Не использование заказчиком услуги в отведенный период времени не может служить основанием к тому чтобы возвращать ему деньги в полном объеме.
Сравните с оказанием образовательных услуг в обычном порядке. Студент оплачивает семестр и не посещает занятия. Это не значит что ему должны вернуть деньги. Образовательный процесс идет. Услуга может быть оказана, вина в неоказании услуги лежит на студенте в таком случае, т.е он просто ей не пользуется.
Нет.
Услуга, в таком случае не будет считаться оказанной.
Поскольку у Вас речь идет об оказании платной образовательной услуги, то ее оказание не завершается фактическим доступом к курсу.
Здесь нужно исходить из того, что согласно ст. 61 ФЗ «Об образовании в РФ», прекращаются в связи с отчислением обучающегося из организации, осуществляющей образовательную деятельность:
1) в связи с получением образования (завершением обучения);
2) досрочно по основаниям, установленным частью 2 настоящей статьи.
Поскольку обучение не завершено и сертификат о котором Вы ведете речь не выдан — то услуга, несмотря на истечении 3 месяцев не будет считаться оказанной.
У Вас речь идет не о лицензионном договоре, а об оказании образовательной услуги — результатом которой является не получение доступа на платформу, а прохождение обучения с его завершением.
И на этот счет, например, Апелляционное определение Московского городского суда от 28.04.2025 по делу N 33-19706/2025 (УИД 77RS0007-02-2023-018548-33)
указывало. что
Если Вы рассматриваете неполучение образовательных услуг по вине заказчика в отведенные сроки как основания для расторжения договора — то тут практика неоднозначная.
Формально это дает Вам в силу ст. 781 ГК РФ право требовать оплату за данные услуги
Но данная норма не указывает на то, что договор в таком случае полагается исполненным.
Фактическое исполнение по нему не произведено, сертификат, предусмотренный договором не получен, а следовательно услуга Вами не оказана.