Все это — онлайн, с заботой о вас и по отличным ценам.
Оформление земельного участка в собственность
Земельные наделы признаются гражданским законодательством полноценным объектом недвижимости, поэтому их оформление будет включать в себя прохождение регистрационной процедуры в службе Росреестра. Однако еще до обращения в уполномоченные на то органы будет необходимо соблюсти множество формальностей и нюансов для закрепления прав на землю, а также собрать обязательные документы для оформления права собственности. Как правильно провести данную процедуру в 2017 года рассмотрим подробнее в представленном материале.
С чего начать оформление земли в собственность?
Процедура подтверждения прав на землю будет во многом зависеть от оснований ее приобретения. В настоящее время законодательные акты предусматривают следующие варианты получения земельных наделов:
- по итогам совершения возмездных и безвозмездных гражданских сделок - купля-продажа, дарение и т.д.;
- приобретение в порядке оформления прав на наследственные имущественные активы умершего гражданина;
- выделение из государственного или муниципального фонда на основании договоров купли-продажи (по итогам проведения торгов или без них);
- предоставление местными властями земли в собственность на безвозмездной основе (данная льгота распространяется на отдельные категории граждан);
- оформление арендованного участка в собственность (например, они могут предоставляться для возведения частного дома).
Несмотря на одинаковый исход при оформлении прав, в каждом из перечисленных случаев гражданам предстоит учесть специальные нюансы. При любых основаниях получения земли в результате всех процедур собственник получит на руки выписку из госреестра ЕГРН на участок.
Исходя из перечисленных оснований, до регистрационных действий нужно выполнить следующие формальности:
- оформить один из видов гражданских договоров, если земля приобретается по сделке;
- согласовать с местными органами ввод в эксплуатацию вновь построенного дома;
- оформить на участок межевой план через кадастрового инженера и согласовать его границы с соседями;
- выплатить стоимость земли, если она приобреталась у муниципальных органов на возмездной основе;
- выделить надел из состава общей территории СНТ (оформление в собственность граждан участков из общих земель СНТ также осуществляется на основании кадастровых работ);
- выделить отдельную долю при разделе земель сельхозназначения, если она была выделена группе собственников.
Надлежащее оформление документов на подготовительной стадии позволит пройти регистрацию в регламентированные сроки.
Оформление в собственность земли
Рассмотрим, какие документы потребуются для оформления земли в собственность, исходя из функционального назначения зданий.
Под частным домом
Как правило, для возведения частных строений предоставляются земельные участки из муниципального фонда на условиях аренды. В этом случае оформление земли в собственность при доме будет возможно только после завершения работ и согласовании готового объекта с местными властями. Для этого нужно выполнить следующие действия:
- подписать акт выполненных работ;
- выбрать кадастрового инженера для проведения кадастровых работ;
- инженер проведет межевание, установит официальные границы участка и составит акт их согласования с собственниками соседних земель;
- по итогам кадастровых работ заявитель получит межевой план на землю;
- на основании документов на возведенный дом и участок необходимо получить согласование местных властей, а также ряда государственных служб и ведомств (например, от противопожарной службы МЧС).
По итогам этих действий гражданин сможет оформить в собственность одновременно дом и участок. Для этого будет нужно обратиться в территориальную службу Росреестра или МФЦ.
Отдельным категориям граждан доступно бесплатное оформление земли в собственность при условии возведения частного дома - многодетные семьи, ветераны боевых действий и т.д.
Под многоквартирным домом
Приобретение жилых помещений в многоквартирных зданиях подразумевает одновременное возникновение права долевой собственности на общедомовое имущество и придомовую территорию. Оформление земель под ним происходит в следующем порядке:
- если застройщик самостоятельно не зарегистрировал права на общедомовую территорию, он направляет всю разрешительную документацию в адрес управляющей компании, ТСЖ или совету жильцов;
- по обращению указанных организаций или инициативной группы собственников квартир будет проведено межевание участка под домом, после чего выдается соответствующий план;
- оформление требует получения согласований с местными органами власти, для чего используются данные планов застройки территории.
Документы, необходимые для оформления земли в собственность, в регистрационные органы будут направляться управляющей компанией, ТСЖ или группой владельцев жилых помещений (закон допускает обращение с этим вопросом даже одного собственника квартиры).
Общего пользования
В состав земель общего пользования входят участки СНТ и иных некоммерческих объединений граждан. В таких случаях оформление надела предусматривает проведение межевых работ не только в отношении единого земельного массива, но и по каждому участку, предоставленному гражданам для ведения хозяйства и возведения построек.
До декабря 2016 года оформление гражданами прав на землю в СНТ происходило путем заполнения декларации на возведенное строение и плана-схемы размещения участка. После принятия Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ даже для участков СНТ предусмотрена обязанность изготовления межевого плана для последующей регистрации.
Документы для оформления права собственности на землю
При обращении в службу Росреестра или МФЦ, оформление будет происходить на основании следующего комплекта бланков и форм:
- заявление о проведении регистрационных действий и кадастрового учета (если земля ранее не была поставлена на учет с присвоением кадастрового номера);
- документы, подтверждающие основания для регистрации прав - договора, свидетельство о праве на наследство, распорядительный акт местных властей и т.д.;
- межевой план на земельный надел;
- общегражданский паспорт заявителя, а также нотариальная доверенность на представителя;
- платежное поручение, подтверждающее перечисление госпошлины за регистрационные действия.
Оформление земли в собственность в 2017 году на этапе регистрации займет от пяти до девяти дней при обращении напрямую в службу Росреестра, а при подаче документов через МФЦ указанные сроки увеличатся на два дня. По итогам собственнику будет выдана выписка из ЕГРН, которая в настоящее время является надлежащим правоустанавливающим документом.
Цена
При любом варианте оформления земли в собственность гражданам придется нести существенные расходы. Состав возможных платежей и сборов будет включать в себя:
- арендную плату, поскольку при наличии задолженности невозможно получить согласование на переоформление прав на участок;
- стоимость услуг кадастрового инженера по проведению межевых работ и изготовлению межевого плана;
- выкупная стоимость земли, если ее приобретение осуществлялось на торгах;
- госпошлина за проведение регистрационных действий в сумме 2000 рублей для граждан и 22000 рублей для юридических лиц.
В состав дополнительных расходов будет входить оплата услуг представителя для оформления документов, а также стоимость нотариальной доверенности.
Пошаговая инструкция
Необходимые действия граждан для оформления участка в собственность можно представить в виде пошаговой инструкции, которая будет состоять из следующих этапов и стадий:
- приобретение оснований для законного владения землей - оформление договора, получение распорядительного органа муниципальной власти о выделении участка;
- выполнение условий, необходимых для подтверждения указанных прав (например, возведение частного дома);
- проведение кадастровых работ и согласование границ участка с владельцами смежных объектов;
- получение межевого плана;
- обращение в службу Росреестра или МФЦ для регистрационных действий;
- получение подтверждающей выписки из госреестра ЕГРН.
Оформление земель долевой собственности потребует дополнительных мероприятий в виде выдела отдельных участков из общего массива. При этом будет оформляться акт согласования границ между всеми дольщиками.