Все это — онлайн, с заботой о вас и по отличным ценам.
Вопрос: В коносаменте делать отметку о том, что принято не 3 тонны груза, а 2 тонны?
Ситуация:
Из порта "А" в порт "Х" шёл груз (контейнер) морским путем. По прибытии судна с грузом в порт "Х" и вскрытии контейнера обнаружено, что контейнер не герметичен и находящийся в нем честь груза (продукты) подверглись намоканию. Произведена выбраковка испорченной продукции.
Из трех тонн груза одна тонна испорчена.
Акт деффектовки составлен.
Вопрос: В коносаменте делать отметку о том, что принято не 3 тонны груза, а 2 тонны? Дайте ответ со ссылкой на нормативно правовые источники (подробно)
Александр, добрый день.
Контейнер с грузом прибыл в порт назначения («Х») из порта отправления («А»). В процессе вскрытия контейнера было обнаружено, что он был не герметичен, что привело к намоканию и порче части груза (продуктов). Из трех тонн груза одна тонна оказалась испорченной, и была составлена актовая документация о дефектовке (выбраковке) испорченной продукции.
В соответствии со статьей 144 КоТМ РФ о коносаменте, коносамент должен содержать сведения о грузе, его внешнем состоянии, массе и количестве, как они были предоставлены отправителем. Однако, если часть груза пришла в непригодное состояние и это было зафиксировано в акте, вопрос об изменении сведений в коносаменте требует рассмотрения с учетом статьи 145 данного КоТМ РФ.
Согласно части 1 статьи 145 КоТМ РФ, в случае, если коносамент содержит неверные сведения о количестве или состоянии груза, и перевозчик знает или имеет достаточные основания полагать, что такие сведения не соответствуют действительности, он обязан внести в коносамент оговорку, указывающую на эти неточности.
Данная норма фактически обязывает перевозчика внести изменения в коносамент в случае, если выявляется значительная разница между фактическим состоянием или количеством груза и сведениями, указанными в коносаменте. Дефектовка, составленная в порту назначения, подтверждает факт повреждения груза, что может служить основанием для внесения оговорки в коносамент о принятом количестве товара.
Таким образом, уменьшение количества принятого груза (с трех до двух тонн) требует внесения оговорки в коносамент, чтобы исключить недостоверность сведений и избежать возможных претензий со стороны третьих лиц, которым передан коносамент.
Выводы и рекомендации:
Внесение оговорки в коносамент: В связи с тем, что выявлен факт порчи одной тонны груза, в коносамент следует внести соответствующую оговорку о том, что фактически было принято к доставке две тонны груза, а не три, как было указано первоначально. Это основано на требованиях части 1 статьи 145 Кодекса о коносаменте, которые требуют указывать точные сведения в коносаменте или вносить соответствующие оговорки.
Действия перевозчика: Перевозчик обязан внести указанные изменения и в коносаменте отразить, что принят фактически изменённый объем груза. Это позволит избежать любых будущих правовых конфликтов и претензий, связанных с несоответствием фактического состояния груза и данных коносамента.
Права получателя и отправителя: В соответствии со статьей 142 Кодекса о коносаменте, отправитель несет ответственность за достоверность сведений, внесенных в коносамент. Однако после выявления дефектов груза эта информация должна быть скорректирована перевозчиком, что и делается путем внесения изменений или оговорок.
Таким образом, рекомендуем вам обратиться к перевозчику для внесения в коносамент соответствующей оговорки о фактическом количестве груза, принятого в порту назначения, чтобы избежать возможных претензий со стороны третьих лиц.
Если у вас остались вопросы или вам нужна помощь в подготовке документов, пожалуйста, напишите мне в чат для дальнейшего обсуждения.
Здравствуйте.
В вашей ситуации основной вопрос касается того, нужно ли в коносаменте делать отметку о фактически принятом объеме груза (2 тонны вместо 3) или нет.
Основным нормативным актом, регулирующим морскую перевозку грузов в Российской Федерации, является Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации (КТМ РФ) от 30 апреля 1999 года № 81-ФЗ.
Согласно ст. 143 КТМ РФ, установлено, что коносамент как документ, подтверждающий прием перевозчиком груза для его транспортировки по морю, и содержит указания на количество, вес и другие характеристики груза.
Согласно ст. 147 КТМ РФ, коносамент является доказательством получения перевозчиком груза в том количестве и состоянии, которые указаны в коносаменте. Однако эта норма действует только в том случае, если при приемке груза перевозчик не сделал оговорок о состоянии или количестве груза.
Так как часть груза оказалась испорченной во время перевозки и это зафиксировано актом дефектовки, необходимо учитывать ответственность сторон за потерю или повреждение груза.
Согласно ст. 166 КТМ РФ, перевозчик несет ответственность за утрату, недостачу или повреждение груза, если не докажет, что эти события произошли не по его вине. Это важно, так как повреждение груза связано с нарушением герметичности контейнера, что может свидетельствовать о ненадлежащей перевозке.
Согласно ст. 148 КТМ РФ, в случае, если перевозчик при приемке груза обнаружил, что состояние или количество груза не соответствуют указанным в коносаменте, он вправе внести оговорки в коносамент относительно фактического состояния груза. Однако это касается ситуации на момент начала перевозки.
На момент прибытия груза в порт назначения, если часть груза испорчена или повреждена, это не является основанием для изменения данных коносамента. Коносамент отражает состояние и количество груза на момент его приёмки перевозчиком. Списание испорченного груза фиксируется актом и возможными претензиями, но это не изменяет количество груза, зафиксированного в коносаменте.
Таким образом, в коносаменте не нужно делать отметку о том, что принято не 3 тонны, а 2 тонны, так как коносамент фиксирует количество груза, принятого к перевозке на момент отправления. Повреждение груза во время перевозки регулируется через претензионный порядок, а не через изменения в коносаменте.
Стоит составить акт дефектовки и зафиксировать ущерб.
В случае необходимости предъявить перевозчику претензию на основании ст. 166 КТМ РФ за утрату части груза.
Александр, здравствуйте! У Вас запрошено мнение нескольких юристов
Давайте по существу:
Согласно статье 144 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации, коносамент должен содержать определенные данные, включая массу груза и его внешнее состояние.
Источник:
www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_22916/a35dda51395aba58acc1f41b6986630a08540b46/
Касаемо массы груза
Согласно пункту 1, подпункту 6 статьи 144, коносамент должен содержать данные о массе груза, как они представлены отправителем. Это означает, что изначально в коносаменте указывается масса груза, заявленная отправителем, то есть 3 тонны.
Внешнее состояние груза
Пункт 1, подпункт 7 статьи 144 требует указания внешнего состояния груза и его упаковки. Это позволяет перевозчику или получателю делать отметки о видимых повреждениях или недостатках груза при его приеме.
В случае, если при вскрытии контейнера в порту назначения обнаружено, что часть груза испорчена, это может быть зафиксировано в акте дефектовки. Однако коносамент, как правило, не изменяется задним числом для отражения фактического количества принятого груза. Вместо этого составляется акт о повреждении груза, который служит документальным подтверждением факта порчи части груза.
Что я Вам рекомендую
Составьте акт дефектовки в присутствии представителей перевозчика и получателя, чтобы зафиксировать факт порчи груза и его объем.
На основании акта дефектовки получатель может предъявить претензии к перевозчику за порчу груза.
С уважением!