Все это — онлайн, с заботой о вас и по отличным ценам.
Были переименованы государственные охотничьи заказники краевого значения "Бобровый", "Бирский", "Вана", "Кава"
Постановлением Губернатора Хабаровского края в марте 2012 г. были переименованы государственные охотничьи заказники краевого значения "Бобровый", "Бирский", "Вана", "Кава", "Озерный", "Улья", "Харпинский" в государственные природные заказники краевого значения. Этим же постановлением были утверждены площади данных природных заказников без изменения географических границ занимаемых ими до этого экологических участков, а также продлен на 10 лет срок действия указанных заказников краевого значения.
Гражданин Ш. обратился в суд с заявлением о признании недействующим вышеназванного постановления, ссылаясь на то, что оно принято в отсутствие результатов экологического обследования, без проведения обязательной экологической экспертизы материалов комплексного экологического обследования территории, которой был придан правовой статус особо охраняемой природной территории регионального значения, что, по мнению гражданина Ш., противоречит ст.ст. 3, 12, 18 Федерального закона от 23.11.1995 г. "Об экологической экспертизе".
Имеются ли в действиях губернатора нарушения законодательства об особо охраняемых природных территориях и об экологической экспертизе?
Каков порядок досрочного прекращения права пользования участками недр федерального значения и предоставления права пользования недрами другим пользователям в таких случаях?
Здравствуйте!
1. Нарушения законодательства об особо охраняемых природных территориях и экологической экспертизе
В данном случае гражданин Ш. ссылается на отсутствие результатов экологического обследования и обязательной экологической экспертизы при принятии постановления о переименовании государственных охотничьих заказников в природные заказники краевого значения, а также продлении их срока действия.
Нарушение законодательства:
Статья 3 Федерального закона № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе» указывает, что экологическая экспертиза обязана проводиться в отношении проектов, которые могут повлиять на состояние окружающей среды, включая проекты, касающиеся охраны природы и природных ресурсов. Это включает изменения правового статуса особо охраняемых природных территорий.
Однако, постановление губернатора не изменяет географические границы и экологические участки данных территорий, а только изменяет их правовой статус (переименовывает заказники в природные). Это может быть воспринято как необоснованное расширение или изменение территории, но, поскольку постановление не влечет за собой изменения характеристик или использования территории, прямое обязательство по проведению экологической экспертизы в данном случае может быть оспорено.
Тем не менее, отсутствие экологического обследования и экспертизы для постановлений, затрагивающих охрану природных ресурсов и изменение правового статуса территорий, в определенной степени может быть спорным с точки зрения экозащитников, так как это может нарушать требования законодательства об экологической экспертизе.
2. Порядок досрочного прекращения права пользования участками недр федерального значения и предоставления права пользования недрами другим пользователям
Досрочное прекращение права пользования участками недр федерального значения регулируется Федеральным законом от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах» и рядом других нормативных актов.
Порядок досрочного прекращения права пользования:
Основания для прекращения — согласно статье 21 закона «О недрах», право пользования недрами может быть прекращено досрочно в случае:
Нарушения условий предоставления права пользования недрами;
Нарушений экологических стандартов или требований;
Утратой права на участок в связи с изменениями в законодательстве или пересмотра экологического статуса территории.
Процедура:
Предупреждение пользователя — власти должны заранее уведомить пользователя недр, предложить ему исправить нарушение (если оно имеется).
Решение о прекращении — если нарушения не устранены, издается решение об изъятии прав пользователя.
Предоставление прав новому пользователю:
После досрочного прекращения права на участок недр, проводится процедура предоставления права на недра другому пользователю.
Это может происходить через конкурс или аукцион, если участки являются федеральными, в зависимости от нормативных актов региона и типа недр.
Таким образом, если правовое изменение по заказникам действительно затрагивает экологический статус территории, то возможно, что должен был быть пересмотрен и статус прав на природные ресурсы, а также экологическая экспертиза в данном контексте.