8 499 938-65-20
Мы — ваш онлайн-юрист 👨🏻‍⚖️
Объясним пошагово, что делать в вашей ситуации. Разработаем документы и ответим на любой вопрос, даже самый маленький.

Все это — онлайн, с заботой о вас и по отличным ценам.
1000 ₽
Вопрос решен

Прав ли покупатель, ведь он так долго пользовался последним товаром?

Добрый день! Ситуация в рамках закона о защите прав потребителей. Магазин-покупатель, мы на стороне магазина.

01.03.2024 г. покупатель купил товар (стул) и сразу обнаружил производственный брал, требование - обмен, 07.03.2024 г. стул обменяли, 31.03.2025 опять был выявлен производственный брак и опять требование - обмен. Магазин брак и недостатки подтверждает. Но покупатель требует неустойку с 09.03.2024 г. (т.е. после истечения 7-го срока для обмена согласно ст. 21 ФЗ о Защите прав потребителей) по настоящий день. Прав ли покупатель, ведь он так долго пользовался последним товаром? Вторая замена стула была на стул точно такой же модели, без доплат. Стул на гарантии - 3 года.

Показать полностью
Уточнение от клиента
Уточняю, в вопросе опечатка. Повторный брак был выявлен не 31.03.2024, а 31.12.2024г.
, Марина, г. Москва
Юлия Малкина
Юлия Малкина
Юрист, г. Воронеж

Добрый день!

Учитывая ст. 21 Закона о защите прав потребителей, срок замены товара ненадлежащего качества равен 7 календарным дням с момента предъявления требований о такой замене.

… обязан заменить такой товарв течение семи дней со дня предъявления указанного требования потребителем, а при необходимости дополнительной проверки качества такого товара продавцом (изготовителем, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) — в течение двадцати дней со дня предъявления указанного требования.

Уточните, пожалуйста, когда Покупатель обратился в магазин с требованием во второй раз? И когда был товар заменён?

0
0
0
0
Марина
Марина
Клиент, г. Москва
Второй раз обратился 31.12.2024 г. и товар заменен 25.01.2025 г. То есть он требует неустойку с 09.03.2024 г. по 25.01.2025 г.

С учетом первого требования магазин действовал в пределах установленного срока Законом.

В силу п. 1 ст. 23 Закона о защите прав потребителей за нарушение предусмотренных ст. ст. 20, 21 и 22 Закона о защите прав потребителей сроков, а также за невыполнение (задержку выполнения) требования потребителя о предоставлении ему на период ремонта (замены) аналогичного товара продавец (изготовитель, уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер), допустивший такие нарушения, уплачивает потребителю за каждый день просрочки неустойку (пеню) в размере одного процента цены товара.

31.12.2024 г. и товар заменен 25.01.2025 г.

Учитывая, что согласно законодательству замена может быть увеличена до 20 дней (п. 1 ст. 21 Закона о защите прав потребителей):

при необходимости дополнительной проверки качества такого товара продавцом (изготовителем, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) — в течение двадцати дней со дня предъявления указанного требования.

Если в данном случае это не подходит под увеличенный срок с 7 дней на замену, то Покупатель может предъявить неустойку с истечением 7 (семи) дней с момента предъявления второго требования до момента замены.

0
0
0
0
Александр Бурмистров
Александр Бурмистров
Адвокат, г. Сочи

Добрый день

Фактически, он обнаружил брак во втором стуле, а неустойку требует с даты подачи претензии о недостатках на первый стул.

Это требование не основано на законе, поскольку неустойка начисляется за период с неисполнения требований претензии по дату их устранения.

В соответствии с пунктом 1 ст. 23 ФЗ О защите прав потребителей  За нарушение предусмотренных статьями 20, 21 и 22 настоящего Закона сроков, а также за невыполнение (задержку выполнения) требования потребителя о предоставлении ему на период ремонта (замены) аналогичного товара продавец (изготовитель, уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер), допустивший такие нарушения, уплачивает потребителю за каждый день просрочки неустойку (пеню) в размере одного процента цены товара.

Пункт 1 ст. 21 В случае обнаружения потребителем недостатков товара и предъявления требования о его замене продавец (изготовитель, уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер) обязан заменить такой товар в течение семи дней со дня предъявления указанного требования потребителем.

При замене товара гарантийный срок исчисляется заново со дня передачи товара потребителю.

Требования претензии Вы исполнили.

Он обнаружил недостатки уже в другом товаре, то есть по нему, так же должна была быть подана претензия, срок удовлетворения которой так же 7 дней.

Вот с момента неисполнения требования по второй претензии и можно начислять неустойку.

1
0
1
0
Марина
Марина
Клиент, г. Москва
Спасибо. Но с другой стороны его требования об обмене товара на товар надлежащего качества мы смогли исполнить только 25.01.2025 г., когда поставили стул надлежащего качества. Какие наши шансы в суде? Что думаете?

Оценивать шансы в суде невозможно, не видя всех документов и не зная обстоятельств сложно. Да и само по себе — оценка шансов в суде не относится к юридическим вопросам. 

С учетом только указанных Вами обстоятельств, вопросов у суда к потребителю будет много.

Какой характер брака второго стула? Почему его так долго не могли обнаружить? Если обнаружили, почему так долго не обращались к Вам? Почему не писали претензию по второму стулу? Почему считаю требования с даты претензии по первому стулу? Могли ли возникнуть недостатки по второму стулу из за его длительной или неправильной эксплуатации.

0
0
0
0
Андрей Логинов
Андрей Логинов
Юрист, г. Петрозаводск
рейтинг 7.7

Елена!

Думаю, что нет, покупатель не прав. Действительно, правилам статьи 23 Закона «О защите прав потребителей» №2300-1 от 7.02.92 предусмотрена ответственность за нарушение прав потребителя на замену бракованного товара в установленный срок — не более 7 дней:

1. За нарушение предусмотренных статьями 20, 21 и 22 настоящего Закона сроков, а также за невыполнение (задержку выполнения) требования потребителя о предоставлении ему на период ремонта (замены) аналогичного товара продавец (изготовитель, уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер), допустивший такие нарушения, уплачивает потребителю за каждый день просрочки неустойку (пеню) в размере одного процента цены товара.

При этом в статье 21 закона так сформулирована обязанность продавца по замене бракованного товара:

1. В случае обнаружения потребителем недостатков товара и предъявления требования о его замене продавец (изготовитель, уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер) обязан заменить такой товар в течение семи дней со дня предъявления указанного требования потребителем, а при необходимости дополнительной проверки качества такого товара продавцом (изготовителем, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) — в течение двадцати дней со дня предъявления указанного требования.

Таким образом, определяющее значение должно иметь то — когда потребитель предъявил требование о замене товара и когда оно было удовлетворено. В данном случае, как я понял, в первом случае требования потребителя были удовлетворены своевременно (7.03.24), а повторно требование о замене товара, который также оказался с браком, потребитель предъявил только 31.03.25 или позже, после выявления брака снова.

Если это так, то у потребителя нет оснований требовать выплаты неустойки с 9.03.24, та как ранее его требование было удовлетворено в срок, а новое требование о замене товара он предъявил только в 2025 году. В таком случае нет оснований утверждать, что у потребителя возникло право требовать уплаты неустойки с 9.03.24, в тот период времени не было нарушения сроков удовлетворения заявленного им требование о замене товара.

1
0
1
0
Марина
Марина
Клиент, г. Москва
Спасибо. Но как отделить эти требования. Ведь в ФЗ о ЗПП нет указания, что товар по истечению такого-то срока считается принятым…

Факт принятия заменённого товара должен подтверждаться документально и в суде только документы с датами предъявления требований и фактической замены товара/получения его потребителем помогут установить — были ли допущены нарушения установленных сроков. Если для замены товара продавцу потребовалось по факту больше 7 дней, потребитель может это использовать, требуя неустойку.

0
0
0
0
Марина Рогалева
Марина Рогалева
Юрист, г. Новосибирск

Елена, здравствуйте!

По общему правилу, установленному п. 1 ст. 21 Закона о защите прав потребителей, в случае обнаружения потребителем недостатков товара и предъявления требования о его замене продавец обязан заменить такой товар в течение 7 дней со дня предъявления указанного требования потребителем.

Сроки в гражданском праве исчисляются календарными днями (ст. 190 ГК РФ).

Следовательно, если покупатель предъявил требование о замене товара 01.03.2024 г., товар должен быть заменен до 08.03.2024 г. включительно.

Если покупатель предъявил требование о замене товара 31.03.2025 г., товар должен быть заменен до 07.03.2025 г. включительно.

Продавец обязан уплатить потребителю неустойку в размере 1% от цены товара за каждый день просрочки (п. 1 ст. 23 Закона о защите прав потребителей).

Просрочка начинается с 08.03.2025 г.

0
0
0
0
Дата обновления страницы 09.04.2025