8 499 938-65-20
Мы — ваш онлайн-юрист 👨🏻‍⚖️
Объясним пошагово, что делать в вашей ситуации. Разработаем документы и ответим на любой вопрос, даже самый маленький.

Все это — онлайн, с заботой о вас и по отличным ценам.
486 ₽
Вопрос решен

Как обезопасить себя со стороны закона?

Как обезопасить себя со стороны закона?

Конфликт учитель - родитель.

Ученик с первого класса отличался поведенческими особенностями. Не сидел за рабочим местом. Учитель пригласил школьного психолога посещать уроки для наблюдения. Психолог порекомендовал исключить сдвг. Родители получили от учитель письменное уведомление, что у ребёнка проблемы и нужно заключение специалиста. Родители на словах сказала, что прошли невролога, психолога проблем у ребёнка никаких нет. На уроках ученик: перебивает всех, выкрикивает ответы, не слышит просьбы учителя и других ребят, на физ-ре мог просто бегать по залу специально, классную работу не выполняет. По результатам диагностики средний уровень знаний. Учится на 4. Во 2 классе все продолжается, выбегает из класса на уроках. Психанул - ушёл. Не хочет выполнять любые задания и лёгкие и сложные, привлекает очень много внимания. Может на уроке начать что-то рассказывать детям, игнорирую учителя в классе. Будто борется за лидерство. Родители в 1 классе говорили, мы проведём беседу. Во 2 классе началась обвинительная атака на учителя. Обвинения: вы не так проводите урок, ведь на шахматах он спокной сидит 2 часа ; он просто умнее, чем другие дети, ему скучно-говорит семья. Что делать учителю? Срывы урока-ежедневные. Невозможно проводить урок, когда один бубнит и повторяет каждое слово учителя, крутится на стуле, развлекает класс, ничего не выполняет. Год ходил к школьному психологу, но она подруга мамы, больше хвастался, что может прогуливать из-за этого уроки, в конце года психолог сказала, что больше не будет его забирать на занятия, т к ему нужен нейропсихолог. Администрация знает про проблемы с учеником. Есть Доклажная от учителей на замене-ситуация продолжается. Любая договорённость с ребёнком действует будто минуту, потом, все как обычно. Было видео с 1 класса, как бегал в коридоре, когда идёт урок. Мама сейчас активно придерается к любому слову и действию учителя. Завуч всегда посещает уроки учителей, у учителя данного класса первая квалификационная категория. В данный момент решили, что через неделю мама будет посещать уроки.

Показать полностью
, Анастасия, г. Владивосток
Виталий Иванович Салиенко
Виталий Иванович Салиенко
Юрист, г. Москва

Здравствуйте. Что могу посоветовать как юрист и дипломированный педагог. Оформлять все обращения, замечания, предложения к родителям исключительно письменно (уведомления, служебные записки, рапорты, акты), с обязательной регистрацией через администрацию школы или получение подписи родителей за ознакомление.
Обеспечить, чтобы вся информация о поведении и успехах ученика доводилась до родителей регулярно и официально: через дневник, индивидуальные беседы в присутствии администрации или протоколируемые собрания.
Приглашать к разрешению сложных ситуаций третьих лиц — завуча, директора, представителя администрации школы, а при необходимости — комиссию по делам несовершеннолетних, чтобы решения учителя поддерживались коллегиально и были подтверждены протоколами.
Сохранять корректность и дистанцию в общении, избегая выражений, которые могут быть истолкованы как субъективные или унизительные, и не обсуждать личные качества ученика вне рамок профессиональных обязанностей.
В случае оскорблений, угроз или безосновательных обвинений со стороны родителей, фиксировать такие действия (видео, свидетели, письменные заявления) и обращаться за защитой своих прав в администрацию школы, комиссию по этике или суд (о защите чести и достоинства на основании ст. 23 Конституции РФ и ст. 130 УК РФ).
Ответственность и права учителя
По ФЗ «Об образовании в РФ» № 273-ФЗ учитель обязан обеспечить безопасность и дисциплину в пределах своей компетенции, но родители также несут обязанность обеспечивать выполнение школьных правил своим ребёнком.
Учитель имеет право не только защищать свою честь и достоинство в суде, но и требовать создания нормальных условий для работы, в том числе психологически комфортной среды, а также требовать выполнения учеником и его родителями всех обязанностей, установленных уставом образовательной организации.
В случае давления, угроз, ложных обвинений со стороны родителей рекомендуется направлять официальные обращения в письменном виде в администрацию, комиссию по конфликтам, а при необходимости — в органы опеки, ПДН или суд. Хранить копии всех письменных обращений к родителям и администрации, протоколы совещаний, акты наблюдений и характеристики ребёнка.
Работать только в рамках утверждённых школьных правил, не переходить граней дозволенного и не применять недопустимые педагогические методы.
При деструктивном поведении родителей и угрозах безопасности учителя — уведомить письменно администрацию и добиваться рассмотрения ситуации на педагогическом или административном совете.
Ваша основная правовая защита — это документирование, коллективное рассмотрение ситуаций в присутствии свидетелей и строгое следование федеральному закону № 273-ФЗ, уставу школы и регламентам внутренних процедур.

1
0
1
0
Анастасия
Анастасия
Клиент, г. Владивосток
Спасибо. Комиссия по делам несовершеннолетних стоит привлекать? если семья полная и обеспеченая, мама сама юрист, это 3 ребёнок. Смогут ли они помочь в данном ситуации? А не сделать хуже учителю

Привлечение комиссии по делам несовершеннолетних (КДН) в вашей ситуации — достаточно серьёзный шаг, который обычно применяется в случаях, связанные с правонарушениями, безнадзорностью или серьёзными конфликтами, угрожающими благополучию ребёнка. В Вашем случае обращение в КДН может вызвать излишнее напряжение.

0
0
0
0
Иван Агибалов
Иван Агибалов
Юрист, г. Москва
рейтинг 10
Эксперт

Здравствуйте Анастасия.

… Родители получили от учитель письменное уведомление, что у ребёнка проблемы и нужно заключение специалиста. Родители на словах сказала, что прошли невролога, психолога проблем у ребёнка никаких нет. На уроках ученик: перебивает всех, выкрикивает ответы, не слышит просьбы учителя и других ребят, на физ-ре мог просто бегать по залу специально, классную работу не выполняет. По результатам диагностики средний уровень знаний. Учится на 4. Во 2 классе все продолжается, выбегает из класса на уроках. Психанул — ушёл. Не хочет выполнять любые задания и лёгкие и сложные, привлекает очень много внимания. Может на уроке начать что-то рассказывать детям, игнорирую учителя в классе. Будто борется за лидерство. Родители в 1 классе говорили, мы проведём беседу.

 Педагог является работником, т.е. он имеет права, и несет обязанности в рамках трудовых правоотношений, и условий заключенного с ним трудового договора.

ТК РФ Статья 16. Основания возникновения трудовых отношений.

Из статьи следует:

Трудовые отношения возникают между работником и работодателем на основании трудового договора, заключаемого ими в соответствии с настоящим Кодексом.-https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34683/3c92ae8cb5e74f9f61fa1592dc431e3747b65015/

Помимо этого, он имеет перечень прав  закрепленных за ним в соответствии с федеральным законом об образовании.

Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ Статья 47. Правовой статус педагогических работников. Права и свободы педагогических работников, гарантии их реализации.

Из статьи  следует, что:

3. Педагогические работники пользуются следующими академическими правами и свободами:

1) свобода преподавания, свободное выражение своего мнения, свобода от вмешательства в профессиональную деятельность;

2) свобода выбора и использования педагогически обоснованных форм, методов и средств обучения и воспитания;

10) право на участие в обсуждении вопросов, относящихся к деятельности образовательной организации, в том числе через органы управления и общественные организации;

12) право на уважение человеческого достоинства, защиту от всех форм физического и психического насилия, оскорбления личности;

13) право на защиту профессиональной чести и достоинства, на справедливое и объективное расследование нарушения норм профессиональной этики педагогических работников.-https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/72466f2c8cc0866b7dab921ae53b3ff96887e713/

Из чего следует, что педагогический работник на основании трудового договора в рамках трудовых отношения, может воспользоваться правами  предоставляемыми ему законодательством РФ в сфере образования.

Соответственно указанные в вопросе действия со стороны педагогического работника носят правомерный характер.

Далее я продолжу в следующем ответе ниже.

0
0
0
0

С учётом моего ответа выше далее:

Во 2 классе началась обвинительная атака на учителя. Обвинения: вы не так проводите урок, ведь на шахматах он спокной сидит 2 часа; он просто умнее, чем другие дети, ему скучно-говорит семья. Что делать учителю?

Родители имеют права, Статья 44. Права, обязанности и ответственность в сфере образования родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся-https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/60fe09c87bb91e8dc7f6b7bd271f0a70597bdd28/

Из статьи следует:

3. Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют право:

5) защищать права и законные интересы обучающихся;

7) принимать участие в управлении организацией, осуществляющей образовательную деятельность, в форме, определяемой уставом этой организации;

Между тем, в описанной ситуации речь не должна идти о нарушении прав несовершеннолетнего обучающегося и его родителей, так как действия педагогического работника направлены на урегулирование возникшей ситуации, что является правомочным с его стороны.

А значит здесь следует вести речь уже об обязанностях родителей, которые они также должны соблюдать.

Статья 44. Права, обязанности и ответственность в сфере образования родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся-https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/60fe09c87bb91e8dc7f6b7bd271f0a70597bdd28/

Из статьи следует:

4. Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся обязаны:

 2) соблюдать правила внутреннего распорядка организации, осуществляющей образовательную деятельность,… требования локальных нормативных актов, которые устанавливают режим занятий обучающихся, порядок регламентации образовательных отношений между образовательной организацией и обучающимися и (или) их родителями (законными представителями) и оформления возникновения, приостановления и прекращения этих отношений;

3) уважать честь и достоинство… работников организации, осуществляющей образовательную деятельность.

Далее я продолжу в следующем ответе ниже.

1
0
1
0

С учётом моих ответов выше далее:

Срывы урока-ежедневные. Невозможно проводить урок, когда один бубнит и повторяет каждое слово учителя, крутится на стуле, развлекает класс, ничего не выполняет. Год ходил к школьному психологу, но она подруга мамы, больше хвастался, что может прогуливать из-за этого уроки, в конце года психолог сказала, что больше не будет его забирать на занятия, т к ему нужен нейропсихолог. Администрация знает про проблемы с учеником. Есть Доклажная от учителей на замене-ситуация продолжается. Любая договорённость с ребёнком действует будто минуту, потом, все как обычно. Было видео с 1 класса, как бегал в коридоре, когда идёт урок. Мама сейчас активно придерается к любому слову и действию учителя. Завуч всегда посещает уроки учителей, у учителя данного класса первая квалификационная категория. В данный момент решили, что через неделю мама будет посещать уроки. 

Педагогический работник вправе вынести на рассмотрение Комиссии по урегулированию спора между участниками образовательных отношений данную ситуацию, для чего ему следует обратиться с соответствующим заявлением к руководителю образовательной организации.

И в рамках комиссии необходимо разрешить указанную ситуацию, в том числе с привлечением родителей, в установленном законодательством РФ об образовании порядке.

Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ Статья 47. Правовой статус педагогических работников. Права и свободы педагогических работников, гарантии их реализации.

Из статьи  следует, что:

3.1. В целях защиты своих прав педагогические работники самостоятельно или через своих представителей вправе:

2) обращаться в комиссию по урегулированию споров между участниками образовательных отношений;

Во вложении к ответу примерный образец заявления.

Свои уточнения Вы также можете писать мне в личный чат, пройдя по ссылке на мой личный профиль: pravoved.ru/lawyer/798541

нажав кнопку «Общаться в чате».

0
0
0
0
Дата обновления страницы 02.10.2025