Все это — онлайн, с заботой о вас и по отличным ценам.
Права и обязанности продавца в магазине
В зависимости от того, для каких целей приобретается товар, спорные ситуации могут разрешаться совершенно по-разному. Изделия могут быть куплены для:
Занятия предпринимательской деятельностью. В таком случае отношения регулируются ГК РФ. Зачастую сторонами договора выступают юридические лица, индивидуальные предприниматели и государство.
Личных, семейных целей, которые не связаны с предпринимательской деятельностью. Отношения, возникающие в таком случае, подпадают под действие Закона РФ «О защите прав потребителей» от 07.02.1992 г. № 2300-1. Под потребителями закон понимает только физических лиц.
Ситуаций, когда товар приобретают для личных целей, которые не связаны с получением прибыли, большинство, поэтому в настоящей статье мы подробнее поговорим о них.
Основными нормативно-правовыми актами, которые регулируют отношения между потребителями и продавцами, являются:
- Закон РФ «О защите прав потребителей» от 07.02.1992 г. №2300-1 (далее – Закон №2300-1).
- Постановление Пленума Верховного Суда РФ «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей» от 28.06.2012 г. №17.
- Иные нормативно-правовые акты, которые регулируют отдельные вопросы, связанные с защитой прав потребителей.
Основные права и обязанности продавца или исполнителя работ изложены в Законе №2300-1 и заключаются в следующем:
Продавец имеет право проверить качество товара, если покупатель обратился с претензией. При этом срок проверки не может превышать 45 дней (п. 1 ст. 20 Закона №2300-1).
Продавец обязан принять претензию от покупателя и дать на нее письменный ответ в течение срока, установленного Законом №2300-1.
Продавец имеет право на проведение экспертизы товара, если в процессе его эксплуатации выявлен недостаток, который можно отнести к существенным.
Продавец либо исполнитель услуг (работ) обязан в случае выявления недостатков устранить их за свой счет либо компенсировать потребителю расходы, которые последний понес при устранении данных недостатков.
В случае обнаружения недостатков в товаре доказать свою правоту должен именно продавец.
Продавец обязан предоставить потребителю в наглядной форме достоверную информацию о товаре.
В п. 4 ст. 12 Закона №2300-1 установлена так называемая «презумпция незнания потребителя». При рассмотрении требований покупателя по поводу недостоверной или недостаточно полной информации о товаре (работе, услуге) необходимо исходить из предположения об отсутствии у него специальных познаний о свойствах и характеристиках изделия (работы, услуги).
Защита прав продавца
Закон №2300-1 чаще встает на сторону покупателя, права потребителя имеют явный приоритет над правам продавца. Это выражено как в повышенной ответственности продавца, так и в размере штрафов и неустоек, которое могут быть с него взысканы в судебном порядке в случае, если он нарушит нормы законодательства.
Защищать свои права, не имея достаточных юридических познаний, не владея тенденциями актуальной судебной практики, продавцу достаточно трудно. В таком случае единственно верной является тактика, когда он действует в строгом соответствии с законом, привлекает к делу опытных юристов, что позволяет ему избежать ответственности за нарушение законодательства о защите прав потребителей, а также дает возможность блокировать претензии со стороны недобросовестных потребителей, которые направлены не на защиту своих нарушенных прав, а на получение денег в максимальном объеме от продавца.
Например, чтобы в дальнейшем потребитель не заявил о том, что его не проинформировали о потребительских качествах товара, продавец может заранее предусмотреть расписку об ознакомлении и т.д.
В будущем это позволит блокировать претензию потребителя о том, что продавец якобы нарушил его право на информацию.
Имеет ли право продавец не продать товар
Договор купли-продажи по своей сути является публичным соглашением, который коммерческая организация (продавец) заключает с каждым покупателем.
При заключении подобного рода договоров предоставление одному из покупателей необоснованного приоритета не допускается. Кроме того, ст. 426 ГК РФ прямо запрещает коммерческой организации отказаться от заключения публичного договора с потребителем.
Товар, который расположен на витрине вместе с ценником, по своей сути является офертой, то есть предложением заключить договор купли-продажи, адресованным одному или нескольким лицам.
Оферта связывает направившее ее лицо, в данном случае продавца, с момента получения ее адресатом (ст. 435 ГК РФ), то есть с момента, когда покупатель узнает о товаре и цене, по которой он продается.
Ответственность за необоснованное уклонение от заключения публичного договора устанавливается п.4 ст. 445 ГК РФ.
При необоснованном уклонении применяются положения, предусмотренные п. 4 ст. 445 ГК РФ: продавец должен возместить покупателю убытки, которые тот понес вследствие отсутствия договора.
В случае возникновения конфликтной ситуации с потребителем, особенно если товар имеет существенную стоимость, продавцу целесообразно обратиться за консультацией к специалисту. Это позволит избежать выплаты штрафов и неустоек. Мы рекомендуем вам обратиться к нашим юристам, которые специализируются на защите прав потребителей, имеют большой опыт защиты интересов продавцов от действий недобросовестных покупателей.