Все это — онлайн, с заботой о вас и по отличным ценам.
Регистрация права собственности
- Как зарегистрировать право собственности?
- Перечень документов для регистрации права собственности
- Куда подавать документы на регистрацию?
- Сроки регистрации права собственности
- Размер госпошлины
- Приостановление государственной регистрации права
- Отказ в государственной регистрации
- Незаконная регистрация права собственности и ее последствия
Любой субъект (и физическое, и юридическое лицо) вправе иметь в собственности имущество - то есть владеть, пользоваться и распоряжаться им. Это положение закреплено нормами Конституции РФ.
В процессе гражданских отношений, связанных с правом собственности, часто возникают споры и конфликты, требующие урегулирования в рамках действующего законодательства.
В этой статье мы расскажем о том, как правильно оформить право собственности на имущество, чтобы избежать различного рода трудностей в будущем.
Как зарегистрировать право собственности?
Для того, чтобы осуществить государственную регистрацию права собственности на какой-либо объект недвижимости, нужно обратиться в соответствующий государственный орган и написать заявление и приложить к нему установленный законом перечень документов.
С 1 января 2017 года вступил в силу Федеральный закон «О государственной регистрации недвижимости» от 13.07.2015 г. №218-ФЗ (далее - Закон №218-ФЗ), главной задачей которого является объединение систем учета объектов недвижимости и регистрации прав на них.
Новый закон предусматривает несколько способов оказания госуслуг:- при личном обращении заявителя в подразделение Росреестра или МФЦ;
- в электронном виде - на официальных сайтах данных учреждений, портале госуслуг.
Кроме того, получить готовые документы теперь можно в любое удобное время с помощью курьерской доставки.
Для того, чтобы воспользоваться услугами курьера, нужно сделать соответствующую пометку в заявлении.
При этом сама процедура государственной регистрации права на объекты недвижимости не усложнилась и осуществляется практически в том же порядке, что и раньше. Однако появились некоторые нововведения.
Теперь у граждан есть возможность подачи одного общего заявления и на регистрацию права собственности, и на постановку объекта на кадастровый учет (если речь идет об одном и том же объекте недвижимости). В таком случае оба действия будут выполнены одновременно.
Поясним ситуацию на примере. До 2017 г. для продажи части земельного надела нужно было либо продать долю в праве на него, либо сначала официально выделить часть из своего участка и уже после постановки ее на кадастровый учет и внесения соответствующих изменений в реестр прав на недвижимость продавать образовавшийся надел. Сейчас вся процедура упрощена: достаточно лишь выделить определенную часть земельного надела (путем межевания), после чего можно подавать документы на регистрацию перехода права и постановки на кадастровый учет.
С введением Закона №218-ФЗ несколько изменилась процедура подачи документов для постановки объектов недвижимости на кадастровый учет. Заявление в отношении созданного (построенного) объекта недвижимости может подать только собственник или иной правообладатель земельного участка, на котором он расположен.
Согласно новому закону, осуществлять кадастровый учет недвижимости и регистрировать права на нее может только Росреестр.
Перечень документов для регистрации права собственности
Точный список документов, необходимых для регистрации права собственности на недвижимое имущество, в каждой конкретной ситуации будет различаться. Следующие бумаги потребуются в любом случае:
- заявление;
- документ-основание перехода права собственности на объект недвижимости (договор купли-продажи, дарения, завещание, решение суда и др.);
- в случае подачи бумаг представителем заявителя - нотариально оформленная доверенность;
- квитанция, подтверждающая уплату государственной пошлины.
Перечень и форма необходимых для представления в регистрирующий орган бумаг зависит от вида и субъектов сделки. Подробную информацию по этому вопросу можно найти на официальном сайте Росреестра.
Куда подавать документы на регистрацию?
Заявление и все необходимые документы передаются на госрегистрацию в Росреестр одним из трех способов:
- при личном обращении в территориальный орган Росреестра, МФЦ, на выездном приеме специалиста;
- по почте - заказным письмом в адрес подразделения Росреестра;
- в формате электронных документов - через единый портал госуслуг или официальный сайт Росреестра.
Сроки регистрации права собственности
В зависимости от вида сделки и способа подачи документов сроки регистрации права собственности на объекты недвижимости составляют:
- на основании договора купли-продажи, дарения, выделения долей, обмена - не более 7 рабочих дней;
- ипотека, залог с использованием кредитных средств и договора купли-продажи - не более 5 рабочих дней;
- на основании договора, удостоверенного нотариусом, - не более 3 рабочих дней;
- на основании договора и заявления, поданных в электронном виде, - 1 рабочий день, следующий за днем подачи заявления.
В случае, если вы подаете бумаги через МФЦ, указанные сроки продлеваются на 2 рабочих дня, которые занимает пересылка документов в Росреестр и обратно.
Размер госпошлины
Сумма государственной пошлины за регистрацию права собственности на недвижимое имущество составляет 2 000 рублей - для частных граждан и 22 000 рублей - для юридических лиц.
Приостановление государственной регистрации права
В некоторых случаях Росреестр может приостановить регистрацию права собственности на объект недвижимости.
Законодатель устанавливает исчерпывающий перечень оснований для подобной процедуры. Они содержатся в п. 1 ст. 26 Закона №218-ФЗ и касаются как первичного, так и вторичного рынка.
Самыми распространенными причинами, по которым госрегистрация может быть приостановлена, являются:
- выявление противоречий между заявленными и уже зарегистрированными правами;
- в уполномоченный орган не были представлены все необходимые документы, они не являются подлинными либо содержат недостоверные сведения;
- форма и содержание представленных бумаг не соответствуют законодательным требованиям;
- регистратор не получил информацию, которую он запрашивал по межведомственным каналам для целей регистрации;
- в отношении объекта недвижимости, являющегося предметом ипотеки, ведется судебный спор;
- на объект наложен арест или запрет на совершение определенных действий (например, запрет на отчуждение);
- выявление несоответствий между сведениями из представленных на регистрацию документов и сведениями из единого реестра недвижимости (например, не совпадает площадь квартиры ).
Чтобы оповестить заявителя о том, что регистрацию его права собственности приостановили, Росреестр обязан направить ему соответствующее уведомление с указанием всех причин (п. 5 ст. 29 Закона № 218-ФЗ).
Сроки приостановления государственной регистрации прав собственности на недвижимое имущество прописаны в ст. 26 Закона № 218-ФЗ. По общему правилу, такой период составляет не более 3 месяцев, но в некоторых случаях устанавливаются иные сроки:
- если регистратор не получил ответа на запрос, сделанный им по межведомственным каналам, - не более 1 месяца;
- на основании ходатайства заявителя - не более 6 месяцев;
- в случае продажи доли в праве собственности на недвижимость - не более 1 месяца с момента извещения продавцом остальных совладельцев;
- в случае судебного спора срок задержки в регистрации прав будет длиться без ограничения времени до его разрешения судом.
По истечения сроков приостановки регистрация либо будет возобновлена, либо в ней откажут.
Отказ в государственной регистрации
Отказ в государственной регистрации права собственности на объект недвижимости может произойти лишь после ее приостановки и только в том случае, если причины этой приостановки не были устранены в установленный срок (ст. 27 Закона №218-ФЗ).
При отказе в регистрации права собственности государственная пошлина не возвращается.
Незаконная регистрация права собственности и ее последствия
Признание регистрации права собственности неправомерной влечет за собой ее отмену.
Подобная ситуация может произойти из-за выявления нарушений, допущенных в процессе госрегистрации:- процедура проведена в отношении объекта, не требующего регистрации или не имеющего на это оснований;
- заявителем выступает лицо, не имеющее правового основания на такие действия;
- несоответствие пакета представленных бумаг установленным требованиям;
- отсутствие одного или нескольких необходимых документов;
- некорректное оформление заявления на регистрацию права собственности;
- отсутствие оснований для регистрации права собственности в соответствии с указанными в правоустанавливающем документе данными;
- неверно оформленный правоустанавливающий документ;
- право собственности на данный объект уже оформлено другим лицом;
- сокрытие обременения недвижимого объекта.
Любая из перечисленных выше причин может стать основанием для обращения заинтересованного лица в суд с иском.