Неустойка взыскивается при отказе одной из сторон в выполнении взятых на себя обязательств. При заключении договора в нем предусматривается сумма неустойки и её взыскание. В случае ненадлежащего выполнения или невыполнения договора, неустойка взыскивается в соответствии с нормами, предусмотренными ГК РФ. Вопрос о выплате неустойки может решаться в добровольном или судебном порядке.
Право на взыскание неустойки по договору
При заключении договора стороны в добровольном порядке обязуются уплачивать неустойку при ненадлежащем выполнении или невыполнении условий договора. В договоре стороны самостоятельно определяют сумму, порядок расчёта и срок выплаты неустойки. При заключении договора каждая из сторон может полностью удовлетворить свои требования по взысканию неустойки на основании добровольного принятия обязательств. В отличие от норм, установленных законодательством, в договоре сторонами может предусматриваться большая ответственность (но при условии, что порядок и основания возникновения ответственности не будут противоречить законодательству) по выплате неустойки. В таком случае неустойка будет взыскиваться в соответствии с условиями, предусмотренными в договоре т.к. договорное требование приравнивается к законному.
В соответствии с законодательством неустойка взыскивается в следующих случаях:
при нарушении срока поставки товара, указанного в договоре (размер неустойки составляет 0,5% от цены товара или услуги при заключении договора с внесением предварительной оплаты);
несоблюдении срока (по законодательству в течение 10 дней) удовлетворения требований потребителя, которые касаются устранения выявленных недостатков, замены товара, возмещения убытков потребителю, возврата денег за товар (1% от цены товара);
нарушении сроков оказания услуг (выполнения работ), которые предусмотрены в договоре (3% от цены услуги).
Обязательства по выплате неустойки несёт лицо, не выполнившее условия договора.
Как рассчитывается неустойка?
Выплата неустойки по договору отличается самостоятельным выбором сторонами процентной ставки. Но это условие не всегда выполнимо, поскольку при рассмотрении дела в суде может приниматься решение о снижении ставки, признанной неадекватной. Если в договоре сумма неустойки не определена, то размер выплат рассчитывается в соответствии с законодательством о защите прав потребителей (1/300 реальной ставки рефинансирования Центрального банка).
Сторона, нарушившая условия договора, обязана доказывать отсутствие убытков у другой стороны, которой предъявлены требования о выплате неустойки.
Сумма неустойки за определённый период рассчитывается следующим образом:
первоначальная сумма долга умножается на количество дней просрочки;
полученная сумма умножается на процентную ставку, предусмотренную договором или законодательством.
При частичном погашении долга изначально выплачивается не основная задолженность, а проценты по неустойке.
Другой порядок частичного погашения долга может предусматриваться условиями договора.
Взыскание неустойки через суд
Для взыскания неустойки через суд заинтересованной стороной подаётся исковое заявление. При рассмотрении таких дел в суде часто выносятся решения не в пользу истца (суд полностью отказывает истцу в требованиях или удовлетворяет их частично), поскольку предъявленные им требования считаются необоснованными или размер неустойки завышен и не соответствует реальному ущербу. Поэтому важно правильно составить исковое заявление о выплате неустойки.
В исковом заявлении указываются следующие сведения:
данные о сторонах, заключивших договор;
требования, на основании которых должна выплачиваться неустойка;
сумма неустойки.
Взыскание неустойки через суд часто не ограничивается составлением и подачей искового заявления, поскольку обязанная сторона даже после вынесения судом решения о выплате неустойки по различным причинам затягивает сроки этих выплат, нарушая условия договора и законодательство.
Сегодня решить такой вопрос с минимальными затратами времени можно, воспользовавшись услугами квалифицированных юристов Интернет-ресурса Правовед.ru в онлайн-режиме и по выгодным ценам. Опытные специалисты помогут взыскать неустойку с должника и полностью удовлетворить требования истца, которому пришлось понести убытки из-за невыполнения обязательств другой стороной.
Добрый день. Мной заключен договор с турфирмой на подбор тура. Тур подобрали, оплатила аванс, но туроператор тур не подтвердил. Договор расторгли ,турфирма обещала вернуть деньги в ближайшее время. В результате деньги вернулись на мой счет через два месяца. Могу я предъявить выплату неустойки по ст. 23.1 закона о защите прав потребителя?
Здравствуйте.07 февраля 12г. обратилась в фирму "Гран" для изготовления и установки памятника на могилу усопшего родственника. Стоимость услуги составляет 10635 рублей. Ни какого договора мне выдано не было, где были бы указаны сроки изготовления и полная стоимость товара. Были выписаны только квитанция -договор об оплате. С работником фирмы была договоренность, что памятник будет установлен к концу июня, так как поминальная дата приходиться на 05.07.12 г., о чем была сделана запись в рабочем журнале Работник фирмы уверил, что памятник будет стоять в срок. С моей стороны все условия выполнены, я все оплатила в срок, но памятник не был поставлен ни к концу июня, ни к 05 июля. На мои много численные обращения в фирму, мне ни кто точного ответа по установке памятника не давал, только говорили, чтобы я не нервничала, памятник будет установлен. 09 июля 12 года, была составлена претензия о выплате неустойки взыскании морального вреда и направлена в фирму, на что директор фирмы пояснила, что не согласна с суммой. Бездействие фирмы "Гран" я расцениваю, как грубое нарушение моих прав как потребителя. Я очень хочу наказать директора фирмы за их отношение к человеческому горю.
Что нам дальше делать? Обращаться в Роспотребнадзор? Как должна быть составлена жалоба, на что указывать?
Договора нет, не указаны сроки изготовления, только имеется запись в рабочем журнале, в квитанции-договоре не указана общая стоимость заказа.
25 января 2011 года начала процесс протезирования в платной городской пол-ке № 83. Дискомфорт,неудобства,боли в деснах и как следствие две переделки. В ноябре 2011 года зафиксировали протезы на постоянный цемент, но боли в десне не прошли, а затем появился неприятный запах из-под протезов. Протезы с одной стороны сбивали и в результате сломали зуб, а с другой стороны спиливали. Это было очень страшно и я пережила сильное моральное потрясение и осталась без зубов с одними вкладками. Далее сказали, что вернут деньги. Пришлось писать жалобу в комитет здравоохранения,была проверка, которая признала протезирование некачественным, но и после этого переделывать не хотели и только после письменного обращения на имя глав.врача с приложением акта проверки переделали.Установили на временный цемент,но на следующий день все отвалилось. Сейчас все праздники без зубов, т.к. у них 4 дня выходных. Просила выплаты неустойки,но мне отказали, т.к. в договоре не указан срок выполнения работ. Просила выплату за физические и нравственные страдания,тоже отказали,т.к.нет вреда здоровью. Имею ли я право требовать с них деньги за неустойку?
, вопрос №9330, ирина шепелевич, г. Санкт-Петербург
Добрый день! Помогите пожалуйста разрешить ситуацию: купили в салоне Евро Сеть сотовый телефон на 2 СИМ карты. В течении гарантийного срока (в течение 1-го месяца) обнаружили дефект: телефон не обнаруживал 2-ю СИМ карту. Отнесли в салон, они тел.отправили на проверку качества, при этом в замен на временное пользование тел. не дали, мотивируя это тем, что у них это нигде не прописано. Проверка качества длилась 21 день, вместо положенных 20. При попытке выяснить почему проверка превысила положенный срок, ответили, что мол это 20 дней рабочих, без учета выходных - чем и доказали не знание Закона о ЗПР. Они переустановили программное обеспечение (по закону можно, я знаю), но через пару дней обнаружилось, что фонарик перестал работать и тел.стал "тормозить". Пришли в салон уже с претензией о возврате денег. Они ее приняли, рассмотрели и практически отказали, назначив повторную проверку качества(!). Мы отдали опять на проверку. Получается что по их вине мы уже практически 2-й месяц без тел! А если они опять переустановят программное обеспечение и вернут? Возможно ли по закону решить этот вопрос, чтобы нам выплатили неустойку (превышение срока 1-й проверки), и вообще вернули деньги за тел? Надоело с ними возиться попросту! Они причинили столько неудобств! Жду ответа. Спасибо!
Здравствуйте. Мы заключили с фирмой договор на оказание подрядных работ (мы – заказчики). Договором предусмотрена выплата аванса подрядной организации в десятидневный срок со дня заключения договора. От даты выплаты аванса зависит срок начала выполнения работ, то есть, пока мы аванс не выплатим, подрядчик вправе не приступать к их выполнению.
Аванс этот мы выплатили с задержкой на 30 дней, подрядчик приступил к работам после получения денежных средств, но одновременно потребовал выплаты неустойки за просрочку перечисления аванса. В договоре пункт сформулирован так: «За просрочку платежа, подрядчик вправе взыскать с заказчика пени в размере, 0,1% от неоплаченной суммы за выполненные работы». Но мы полагаем, что у подрядчика отсутствует право на взыскание неустойки, так как оплате подлежат лишь выполненные работы, а к моменту неоплаты аванса подрядчик еще не приступил к их выполнению. Насколько обоснованна наша позиция?
Добрый День! Вопрос про взыскание неустойки по договору оказания услуг. Дело в том, что мы заключили договор на изготовление, доставку, сборку и монтаж мебели (кухня, 2 шкафа и стол) на общую сумму 84000 руб.
По условиям договора в начале был внесен аванс в размере 50 %, после уведомления продавца по телефону о готовности мебели - была внесена оставшаяся часть. После полной оплаты мебели срок исполнения по поставке мебели составляет 7 раб.дней.
Сейчас встаёт вопрос о взыскании неустойки по договору оказания услуг. На сегодняшний день полный комплект мебели не получен: нет стола (срок истек 24 дня назад).
Кроме того, ни одна из вышеуказанных позиций мебели на сегодняшний день не может быть использована по функциональному назначению: много бракованных элементов, нет кое-каких комплектующих. После долгих переговоров и нервотрепок продавец привез новые элементы мебели взамен бракованным. Обещает через 2 дня привести мебель в соотвествующий вид (закончить сборку и монтаж), пригодный для функц.использования. Стола ещё нет и не говорит сроки, когда его привезёт. По договору предусмотрена неустойка 0,1 % за нарушение сроков. И он готов её выплатить.
Но, учитывая условия, в которых я сейчас живу (в новой квартире нет ни одной мебели, поэтому был заказан такой комплект мебели, все вещи на полу, на балконе и т.п., через неделю Новый год, а у меня до сих в квартире "сарай" из не до конца собранных досок) мои потраченные нервы (Продавец не всегда адекватно разговаривал со мной, кидал трубку, не перезванивал и т.п.) я оцениваю ущерб НЕ в 84 рубля в день.
По закону в соответствии со ст.28, п.5, со ст.16 Закона "о защите прав потребителя" предусмотрена неустойка в размере 3 % в день.
1. Я могу в судебном порядке требовать неустойку более, чем 0,1 %, указанный в договоре. Или, если я подписала договор в соответствии с его условиями (с неустойкой, существенно нижей, чем предусмотренной по законодательству), значит я согласилась и приняла его условия и не могу их оспаривать?
2. Неустойка исчисляется от общей суммы заказа (84000 руб.) до тех пор, пока не будет до конца поставлена в полном объёме мебель (стол)? Заранее большое спасибо за ответ.